ФЭВ в лицах

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1309, декабрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

И я пошел в четвертый механосборочный цех, где работает комплексная комсомольско-молодежная бригада слесарей Виталия Артемцева. Пошел, никого заранее не предупреждая, и уже на месте узнал, что мне крупно не повезло: сам бригадир, как оказалось, в это время находился в ГДР на фестивале политической песни, а его заместитель Николай Матвеев уехал в Москву на слет молодых ударников пятилетки.

А, может быть, это как раз и ценно, подумал я. что руководителей бригады нет на месте: по тому, насколько хорошо в делах коллектива разбираются рядовые его члены, можно судить о его микроклимате и взаимоотношениях людей.

Рассказывать о бригаде взялись братья Улаковы, Владимир и Павел. Сейчас в коллективе восемь человек: кроме уже названных, работают Юрий Матвеев, Владимир Зверев, Александр Железнов, Игорь Балод.

Что особенного в этих парнях и их работе? Для начала приведу некоторые анкетные данные в том порядке, какой сочли нужным братья Улаковы. У всех членов бригады десятилетнее образование, а Володя Зверев – студент Рижского политехнического института. Оба Улаковых и Железнов для повышения квалификации окончили вечернее ПТУ при ВЭФе по профилю слесарь-инструментальщик. Все занимаются или занимались каким-либо спортом. Владимир Улаков в свое время даже выполнил норму кандидата в мастера спорта по плаванию. Все активные доноры, а бригадир даже имеет звание заслуженного донора СССР. Таков их «коллективный портрет».

Теперь о работе. За отличные трудовые показатели в 1979 году бригада была занесена в Летопись комсомольской славы, ей вручили переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ.

Бригада делает стойки, на которых собирается каркас «Кванта», различные платы, крышки, скобы для прижима проводов, шильдики и прочую металлическую «мелочевку», которая из четвертого цеха направляется на сборку. Эта продукция предельно проста, и я, честно говоря, с удивлением смотрю на стенд, на котором висят с полсотни удостоверений на поданные рационализаторские предложения, далеко не все, что заработаны бригадой.

– Не представляю, что можно «выжать» из ваших железок.

И братья преподали мне некоторый производственный ликбез.

Конструкторы, создавая новую аппаратуру, не могут до тонкостей знать технологию производства всех многочисленных деталей, используемых на каждом конкретном производстве. Поэтому при их изготовлении можно придумать нечто такое, что сокращает затраты ручного труда, экономит сырье, электроэнергию, делает работу более удобной. Вот над доводкой, шлифовкой, если так можно выразиться, конструкторских «шероховатостей» и работает рационализаторская мысль бригады Виталия Артемцева.

Выглядит это так. Поручили ребятам изготавливать заглушки для станций: в металлической заготовке надо проделать шесть отверстий для болтов и девять щелей для вентиляционных жалюзи. Раньше для этого требовалось произвести 24 разных удара на штамповочном станке. Бригада прикидывает, как упростить операции, изготавливает штамп, и теперь одним ударом на заготовке пробиваются все необходимые отверстия и прорези. Сейчас один человек за смену успевает наштамповать столько же заглушек, сколько раньше делали вчетвером.

Для изготовления прижимных скобочек они придумали приспособление, которое позволило одному слесарю за смену вместо обычных двухсот делать пятнадцать тысяч этих простейших деталей.

Почти каждое свое рацпредложение бригада оформляет в установленном порядке, что дает ей право при прежних расценках работать в течение полугода. Дальше, естественно, нормы будут увеличены, но слесарей это не смущает.

– В нашем цехе можно много придумать, так как продукция предприятия все время обновляется и постоянно нужна новая оснастка.

Бригада Артемцева работает на общий наряд. Пытаюсь выяснить, кто является ее «мозговым» центром, а кто гонит план по вновь придуманной технологии.

– Все, что делается в бригаде, – придумывается в бригаде. Получая какое-то задание, мы сначала сообща обсуждаем, как можно его побыстрее и половчее выполнить. На это может уйти и день, и два, и неделя. Но в итоге придуманная оснастка или способ с лихвой оправдает затраченное на обдумывание время. У нас принцип: сначала думать, потом делать.

Неурочная работа

То, что выпускаемая объединением продукция разработана и сконструирована здесь же, воспринимаешь как обязательное и вполне закономерное обстоятельство. Да и сами хозяева не особенно на этом акцентируют твое внимание. А вот о «Гимнасте-2» скажут непременно. Ибо «Гимнаст-2» – как бы работа-факультатив, выполненная для Олимпийских игр в Москве, за что объединение удостоилось чести называться официальным поставщиком ХХII Олимпиады. Если бы можно было машинам, как спортсменам, выставлять оценки за работу на соревнованиях, «Гимнаст-2» получил бы не менее десяти баллов: сбоев и ошибок в Москве он не допускал. Эта многоканальная система не имеет аналогов в мировом спортивном приборостроении. Это вынуждены признать даже наши конкуренты.

Так вот, я видел «Гимнаста-2» в отделе технических исследований ВЭФа еще тогда, когда его готовили к поездке в Москву. И, поверьте, лица людей, причастных к изготовлению этой элегантной аппаратуры, сияли и были не менее праздничными, чем она сама. Чувствовалось, что их комплекс им самим очень нравится. И только один человек в этой компании именинников недовольно сказал:

– После этого «Гимнаста» многие его создатели уйдут с ВЭФа: этой работой они себя хорошо зарекомендовали, вот их и сманят более высокими окладами и должностями.

Я промолчал, но брошенную фразу запомнил и, когда под самый конец командировки встретился с генеральным директором объединения Олегом Константиновичем Ленёвым, попросил прокомментировать ее.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены