Интервью с Александром Герасимовым
Кадр из анимационного фильма «Подарок» режиссера М. Дворянкина, гран-при фестиваля в этом году |
Открытый российский фестиваль анимационного кино, который каждый год проходит в Суздале, - старейший и до недавнего времени единственный фестиваль анимации в России. Но несмотря на то, что со временем стали появляться и другие фестивали (например, Мультивидение или Большой фестиваль мультфильмов), этот так и остался особенным. Почему – об этом нам рассказал Александр Герасимов – один из основателей фестиваля и его бессменный директор.
16 лет назад мы были молодые и азартные, и задумывали фестиваль практически на полном дефиците такого рода мероприятий, тогда для анимации ничегоанимационных фестивалей не проводилось. Раньше, в советское время, союз кинематографистов устраивал для мультипликаторов смотры и творческие встречи, и студии (их тогда было только две – Союзмультфильм и Мульттелефильм) отчитывались о том, что же они сделали за год, и показывали свои мультфильмы. Когда не стало Советского Союза, таких смотров тоже не стало. И с 1996 года функции союза кинематографистов выполняет наш ежегодный фестиваль. Он дает уникальную возможность собраться профессионалам всем вместе и посмотреть все-все мультфильмы, которые они успели сделать.
Наш фестиваль, по сути, фестиваль-смотр для профессионалов, режиссеров и аниматоров. Но это не означает, что фестиваль закрытый. Любой человек, которому нравятся мультфильмы, которому интересна анимация в принципе, может взять с собой своих друзей, детей, приехать к нам на фестиваль и посмотреть всю-всю нашу программу вместе с нами авторами совершенно бесплатно. Именно поэтому фестиваль называется открытым.
В этом году на фестиваль было прислано 160 работ, отобрано для показа – 80. Но сказать, что отобран каждый второй, нельзя, это будет слишком некорректно. Ведь некоторые участники прислали несколько серий одного и того же сериала, или сериалы, уже участвовавшие в фестивале в прошлом году. Но из новых работ мы всё же отобрали большую часть. Критерий отбора один – кино, сделанное талантливо ,и профессионально сделанное кино. И по анимации, и по озвучке, и по драматургии.
На другие фестивали присылают несколько сотен работ, из которых отбирается для участия несколько десятков, и только единицы получают призы. А мы стараемся показать всю анимацию, которая была сделана в России за предыдущий год, и победителей у нас гораздо больше. Изначально мы делали упор только на оценку профессионализма. У нас до сих пор есть номинации по профессиям – например, за лучшую режиссуру или лучшее звуковое решение. Но с каждым годом стало все больше появляться дебютных студенческих фильмов и сериалов. А это уже другие категории анимации, другие продукты. Студенческий фильм делается в рамках учебного заведения как курсовая или дипломная работа. И когда таких работ набралось полтора-два десятка, мы поняли, что оценивать их по общим критериям было бы нечестно. Так появилась отдельная номинация. То же самое касается и дебютов (первых профессиональных работ) и сериалов – их мы тоже оцениваем отдельно. И сериал (как коммерческий продукт) оценивается отдельно. Я не считаю, что большое количество номинаций – это плохо. В нашем случае это не размывает ценность призов. Просто таким образом мы можем выявить лучших по максимуму во всех жанрах, во всех видах и категориях.
(Список победителей этого года можно посмотреть на сайте фестиваля.)
С целью вырасти и выйти на другой уровень, к нам каждый год ездят из-за рубежа отборщики других фестивалей, например, из Франции и Литвы. И нам очень приятно, что многие режиссеры пытаются завершить фильм именно к нашему фестивалю. А то, что он Он не имеет статус национального, не отсекает участия в международных фестивалях и не перекрывает дорогу на международный рынок, а наоборот, помогает фильмам дальше участвовать в фестивальной гонке в разных странах. к нам каждый год ездят из-за рубежа отборщики других фестивалей, например, из Франции и Литвы.
В нашей стране сложилась довольно парадоксальная ситуация. Фестивалей много, а мультфильмов мало. А хороших мультфильмов еще меньше. Но их, как ни странно, не хотят показывать нигде кроме фестивалей. Телеканалы их не берут, и причин для этого достаточно. Самая главная –- экономическая: мы сделали фильм, вложив свой труд и деньги, и хотим его продать. Но телевидение его не купит. Во-первых, на многих каналах нет такого формата как анимация. Во-вторых, если формат такой есть, то, как правило, показывают зарубежную анимацию, например, американскую. Телеканал обычно покупает эту анимацию ее сотнями часов за три копейки, потому что она давным-давно окупилась. И ее либо отдают в нагрузку к каким-то свежим фильмам, либо просто бесплатно, чтобы продвинуть свою идеологию и подсадить наших детей на западное мышление и менталитет, чтобы наши дети воспитывались и воспитать наших детей на их продукте. И у них этого продукта тысячи часов…. И все эти продукты они (сериалы) – форматные (сериалы): с одними героями, с кучами серий, с единым хронометражом. А наша анимация – это, грубо говоря, некоторое количество отдельных авторских фильмов. С экономической точки зрения неформат. Телеканал, купив и поставив их, ничего не заработает. Поэтому сегодня посмотреть хорошие мультфильмы негде, разве что раз в год на нашем фестивале.
© Youtube
|
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.