Эжен Растиньяк

А Кипренский| опубликовано в номере №280, апрель 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Несчастье в том, что это правда. Что же должен сделать Растиньяк, чтобы добиться «хорошего места» в жизни? Ворваться в общество, «как пушечное ядро». И Вотрен предлагает ему верное средство обогатиться. В пансионе живет девушка, влюбленная в Растиньяка, дочь архимиллионера Тайлефера. Отец отстранил ее от наследования, желая передать свое богатство сыну. Стоит только убить сына - а Вотрен берется за это - и все состояние перейдет к дочери и, следовательно, к Растиньяку, ее будущему мужу.

Растиньяк сначала отказывается: план Вотрена ужасает его, но жизнь ставит ему прямой вопрос: кем ты хочешь быть? Жертвой или палачом? Растиньяк видит, что война за деньги ведется с безжалостной жестокостью. Перед этой войной бледнеют картины наполеоновских сражений. В войне нужны решительность и беспощадность.

И Растиньяк задумывается над вопросом, с которым французский писатель Руссо когда - то обратился к своему читателю: что бы он сделал, если б мог обогатиться, убив в Китае старого мандарина одной только своей волей, не двигаясь из Парижа? Другими словами: способен ли он на преступление? Растиньяк спрашивает об этом же своего друга Бианшона:

« - У тебя прекрасная душа, Бианшон. Но, скажем, если бы ты любил женщину до полного душевного переворота и если бы ей нужно было денег, много денег для нарядов, для кареты, для всех ее прихотей?..

- Но ты отнимаешь у меня рассудок и хочешь, чтобы я рассуждал.

- Ну так вот, я схожу с ума, Бианшон, вылечи меня. У меня две сестры, девушки ангельской красоты и доброты, и я хочу, чтобы они были счастливы. Где мне достать 200 тысяч франков на их приданое через пять лет? Бывают, видишь ли, в жизни обстоятельства, когда нужно играть крупно и не тратить свое счастье на заработок грошей.

- Но ты ставишь вопрос, который возникает у каждого перед вступлением в жизнь, и ты хочешь разрубить гордиев узел мечом. Чтоб действовать так, друг мой, нужно быть Александром Македонским, в противном случае идут на каторгу...»

В самом деле: что ему мешает разрубить гордиев узел? Свет? Общество? Но что такое свет и общество? Растиньяк это уже знал.

« - Париж ваш - порядочное - таки болото», - говорит он.

« - И прелюбопытное болото, - отвечает собеседник. - Кто пачкается в этой грязи, сидя в карете, - тот честный человек, а кто грязнит себе сапоги, - тот негодяй. Слизните какую - нибудь безделицу - и вас потащат в суд и на вас будут указывать пальцем как на редкость, а стащите миллион - и вас превознесут во всех салонах как добродетельного человека. Мы платим 30 миллионов министерству внутренних дел и полиции, чтобы поддерживать этот порядок вещей. Прелесть, что такое!»

Со всех сторон он слышит то же самое: «Свет гнусен и зол», «... относитесь к свету, как он того заслуживает».

«Свет - это собрание глупцов и мошенников», - поучает его виконтесса де Доссеан. Он видит драму Горио. Он слышит, как близкая ему женщина, мадам де Нюсинген, говорит отцу, что муж «покупает у меня совесть и платит за это позволением быть в связи с Эженом»: позволяет ей грешить, чтобы она позволяла ему делать преступления - разорять бедных людей. Мир, в котором каждый живет только для себя, представляется Растиньяку «океаном грязи - и человек, едва вступив туда ногой, погружается по шею...»

Вотрен предлагает ему быстро добыть миллион. Вотрен доказывает ему, что «мучительно всегда хотеть и не мочь», тем более ему, Растиньяку, не малокровному молодому человеку из породы мягкотелых, а юноше «с лихорадочной кровью льва и таким аппетитом, что он способен сделать двадцать глупостей в день».

Вот дьявольская реторта, в которой тысячи химических элементов, все социальные кислоты буржуазного общества, соединились, чтобы разъесть душу молодого человека. И Растиньяк формируется по подобию общества, в котором живет. Он еще пробует рассуждать, отстаивать свои иллюзии: «Остаться верным добродетели - высочайшее мученичество. Ба! Все верят в добродетель, но кто же добродетелен? Народы считают свободу своим идеалом, но есть ли где - нибудь свободный народ? Моя юность еще чиста как безоблачное небо. Хотеть величия и богатства - разве это значит решиться лгать, гнуться, ползать, пресмыкаться, льстить, притворяться? Неужели надо идти в лакеи к тем, кто тоже лгал, ползал, сгибая спину, пресмыкался? Прежде чем стать их соучастником, надо служить им. Ну, хорошо. Как бы не так! Я отдамся благородному и честному труду, буду работать день и ночь и самому себе буду обязан своим состоянием. Конечно, это будет сделано очень медленно, но каждый день я буду ложиться спать без дурных мыслей. Что может быть прекраснее, когда смотришь на свою жизнь и находишь ее чистой как лилия? Я и жизнь - все равно что жених и невеста. Вотрен показал, что бывает через десять лет после брака. Черт возьми, голова кружится. Не хочу думать ни о чем. Буду слушаться только сердца...»

Но с каждым днем он все больше убеждается, что Вотрен прав: в жизнь надо врываться подобно пушечному ядру или отказаться от всего. И Растиньяк думает, что «врывается» подобно ядру, тогда как на самом деле океан грязи засасывает его.

Растиньяк недолго стоит на перепутье: он действует так, как вынуждает его буржуазное общество всем своим бытием. Он бесповоротно решает: «Я достигну» - и отныне избирает своим девизом наставление близкой женщины: «Будь палачом».

Через преступление, через альков светской женщины, связь с которой превращается для юноши в средство наживы, через отказ от благородных идей - вот путь, которым идет Растиньяк, молодой человек буржуазного общества, к могуществу и богатству.

В тот день, когда он один, сопутствуемый только дворником и служанкой, следовал за гробом покинутого «добряка» Горио, он увидел у своих ног чудовищный Париж. И он бросил ему вызов:

« - Ну, теперь кто кого одолеет?» И Растиньяк «одолел», добился того, чего хотел: он стал богачом, пэром Франции, министром. Он богат, но это богатство служит для него лишь средством наслаждаться жизнью. Он прекрасно одевается, он даже законодатель мод, и, конечно, он уже не загрязняет своей обуви, а ездит в карете, он царит в свете, - одним словом, он «салонный лев». Цинизм Вотрена, но цинизм утонченный, светский, становится его исповеданием. Растиньяк в своей деятельности не руководствуется никакими идеалами, не преследует никаких благородных целей: вся мудрость заключается для него в этом «беззаботном» отношении к жизни. Ведь в обществе ничего нельзя изменить! Стоит ли оно горечи от сознания «утраченных иллюзий», стоит ли оно усилий самоотверженной деятельности?! Лучше оставаться таким, как все, и извлечь из этого положения все материальные выгоды.

Растиньяк - министр, но это звание только утоляет его честолюбие. Положение министра, как и богатство, он использует только для наслаждения. Власть, положение в свете облегчают ему победы над женщинами, которые теперь видят в своей связи с Растиньяком ступень к наживе и положению в обществе, как и он в свое время видел в них средство восхождения на вершину буржуазного благополучия. Блестящий, богатый, влиятельный, но окончательно утративший «лилейную чистоту» юности, легкомысленно - беззаботно относящийся ко всему, кроме своих личных интересов, пренебрежительно - циничный, беспринципно наслаждающийся жизнью, Растиньяк в расцвете своих сил являет зрелище полного внутреннего опустошения и бесплодия.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены