Пианист
На сцену выкатили рояль, и конферансье объявил: - Сейчас выступит певица Мария Евгеньевна Малинина. У рояля её четырёхлетний сын Женя...
В зале возникло движение. Зрители недоуменно переглядывались: не ошибся ли конферансье?
Но нет. Из - за кулис вместе с певицей вышел розовощёкий белокурый бутуз с огромным голубым бантом на шее и невозмутимо направился к роялю.
- Будет исполнена «Форель» Шуберта, - объявил конферансье.
Мальчик уверенно взял аккорд, и по клавишам забегали его не по возрасту длинные пальцы. Со всё возрастающим изумлением следила публика за игрой маленького музыканта.
Это было в 1935 году в одном из московских клубов.
Концерт следует за концертом. Вокалистов сменяют танцовщики, скрипачей - пианисты. Каждое выступление вызывает бурю восторженных рукоплесканий. Это - смотр молодых талантов всего мира. Особенно большой успех пришёлся на долю советских исполнителей.
Вот поднимается на эстраду высокий светловолосый юноша лет восемнадцати, садится за рояль.
«Мефисто - вальс» Листа... Рояль пел, выражая всю сложную гамму человеческих чувств, от тончайшей лирики до бурной страсти...
Это было в августе 1949 года на втором Международном фестивале молодёжи и студентов в Будапеште. Жюри конкурса присудило юному музыканту Евгению Малинину, студенту второго курса Московской консерватории, первую премию. Это был тот самый Женя, который четырнадцать лет назад аккомпанировал своей матери на клубной сцене.
А спустя два месяца Малинин завоевал звание лауреата четвёртого международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве.
В восемнадцать лет - победитель двух международных конкурсов! «Феноменально и фантастично! - так писала о нём одна финская газета. - Иначе ничего не скажешь об этом мастере - пианисте... Вопрос идёт о совершенно редкостном даровании, поднимающемся в ряды первых покорителей мира...»
Что же произошло с ним за эти четырнадцать лет?
В том же памятном 1935 году при Московской консерватории образовалась Центральная музыкальная школа - десятилетка. В школу по правилам принимались дети с семилетнего возраста. Для Малинина сделали исключение и зачислили в школу с четырёх лет.
Огромную роль в жизни Жени сыграла преподавательница школы Тамара Александровна Бобович. Это она раскрыла перед ним безмерное богатство музыкальной культуры, она привила ему любовь к знаниям, к работе, она на протяжении ряда лет направляла его шаги в жизни.
Не только по фортепиано, а по всем без исключения предметам у
Жени были отличные отметки, и это порой вводило в заблуждение педагогов: каждый из них считал, что, видимо, в будущем Малинин посвятит себя именно его предмету. Но решение Жени оставалось неизменным.
- Я буду пианистом, - говорил он.
Вступив в комсомол, Женя становится пионервожатым, потом комсоргом класса, членом редколлегии стенной газеты.
В 1948 году Малинин заканчивает школу. На выпускном экзамене он исполнил «Мефисто - вальс» - то самое произведение, которое принесло ему год спустя триумфальный успех на конкурсе в Будапеште.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.