Не так давно исполнилось пятнадцать лет со дня гибели славной советской патриотки Надежды Лисановой.
Секретарь подпольной комсомольской организации в годы борьбы с гитлеровцами, она мужественно приняла смерть, до конца выполнив долг перед Родиной.
Направляю вам очерк, а вернее, документальный рассказ, в котором с достоверной точностью воспроизведены события тех дней. Хочу к этому добавить, что городской комитет партии ходатайствует сейчас о посмертном награждении Надежды Лисановой. Может быть, вы найдете возможным напечатать очерк на страницах журнала.
Г. Северский, полковник запаса, бывший командир партизанского соединения в годы Великой Отечественной войны, г. Ялта.
Многочисленные посетители Ялтинского краеведческого музея подолгу останавливаются у портрета комсомолки - подпольщицы Надежды Лисановой. Особенно внимательно рассматривают они хранящуюся здесь вышивку, сделанную руками Нади в тюрьме, и стихотворение, написанное героической девушкой за несколько дней до казни. В этом стихотворении Надя прощается с Родиной, близкими, друзьями и школой. В нем есть такие строки:
Я сильно любила Отчизну, И век я была ей верна...
В очерке нет вымысла, все действующие лица названы своими именами.
Шла зима 1941 года.
... На окраине Ялты, неподалеку от Симферопольского шоссе, стоял маленький домик. Поздно ночью со стороны Мордвиновской балки, из зарослей и кустов, вышли и осторожно приблизились к домику разведчики ялтинского партизанского отряда комсомольцы Анатолий Серебряков и Николай Галкин. В руках у них поблескивали пистолеты. Прислушались - вокруг было тихо. В крайнем окне четко выделялся обернутый белой бумагой вазон с цветком - условный знак: «Все в порядке».
Анатолий постучал по раме. Мгновенно откинулась занавеска, и к окну прильнуло девичье лицо.
Через минуту разведчики уже сидели в небольшой кухне, отогреваясь у натопленной плиты. Около них хлопотала стройная сероглазая девушка, приготавливая чай.
В домике, куда пришли разведчики, жила семья Лисановых: мать, Евдокия Ивановна, и три ее дочери. Самой старшей из них, Наде, в том году исполнилось восемнадцать лет.
Знаменательным было совершеннолетие этой девушки: она, ученица 10 - го класса, секретарь комсомольской организации третьей средней Ялтинской школы, осталась на подпольной работе в оккупированном городе.
... Угощаясь горячим чаем, разведчики внимательно слушали Надю, которая вполголоса рассказывала им о том, что произошло в городе за последние дни... Гитлеровцы бесчинствовали. Под предлогом эвакуации они вызвали на сборный пункт в Массандровском парке много горожан с семьями. «Мы вас переселяем из Ялты, - говорили офицеры зондер - команды. - Берите с собой самое ценное».
- И люди поверили, - волнуясь, говорила Надя. - Они пришли, не подозревая, что идут на смерть, - мужчины, женщины, старики, дети. Их всех расстреляли у Массандровского обрыва...
Надя заплакала. Немного успокоившись, продолжала:
- Формирование подпольной комсомольской организации мы заканчиваем. В воскресенье на Чукурларе будем принимать клятву. Передайте Дмитрию Григорьевичу, пусть быстрей присылает пистолеты и взрывчатку. Уже намечены объекты для диверсии.
Она обстоятельно изложила друзьям план боевой работы организации.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.