Турецкий поэт-демократ Тевфик Фикрет, умерший в начале этого века, в стихотворении, посвященном сыну Халюху, писал:
... Я верю, что люди превратят землю в рай. Я верю, что мечта станет явью...
Я впервые услышал эти стихи, еще будучи школьником. Их читал наш преподаватель литературы. Это был пожилой человек маленького роста, худой, в очках, с седой острой бородкой клинышком. Озлобленный, надломленный жизнью, он в молодости тоже, вероятно, мечтал, но ни одной его мечте не дано было осуществиться.
Прочитав нам эти стихи, он сказал:
- Так мечтал поэт. Но на то он и поэт, чтобы мечтать. Я же не верю, что мечты Тевфика Фикрета когда-нибудь сбудутся.
Вот что услышали от своего учителя мы, тогда еще совсем молодые люди, мечтавшие о добре, о любви к людям, о том, чтобы быть полезными человечеству, своей родине. Безотрадная действительность султанской Турции, колонии европейских империалистов, не позволяла человеку претворить в жизнь свои мечты.
Но я думаю, что мечты лучших мыслителей, поэтов и учёных всегда сбываются. Действительность превзошла и самые смелые мечты турецкого поэта, - правда, пока ещё не на всём земном шаре. Но есть уже такая страна, где руками людей строится самое светлое, самое прекрасное общество, где становятся явью лучшие мечты не только всего народа в целом, но и каждого человека в отдельности. Эта страна - великий Советский Союз.
Советская молодёжь, как и все люди социализма, знает, что каждый её трудовой успех - это успех всемирного лагеря мира, демократии и социализма, это удар по лагерю фашизма и войны. Миллионы юношей и девушек в Стране Советов получают образование, становятся мастерами, работают для будущего. И каждый из них - стальная частица стальной крепости мира, на которую с надеждой обращают свои взоры люди доброй воли всего мира.
Я побывал недавно в Болгарии. Там я присутствовал на приёме в честь советской делегации у руководителя болгарского народа товарища Вылко Червенкова. Это была беседа друзей. Болгарские друзья просили советских друзей рассказать о своих впечатлениях, поделиться своим богатым опытом. Один за другим поднимались советские учёные, артисты, обсуждали, хвалили и критиковали, вносили ценные практические предложения, каждый в своей области.
Но вот поднялся с места невысокого роста молодой парень, лет двадцати двух - двадцати трёх. Серьёзно, с глубоким знанием дела он стал говорить об опыте советских рабочих, о замеченных им на болгарских предприятиях недостатках в работе, о необходимости перенимать опыт передовых советских рабочих. Я спросил, кто этот молодой человек, обсуждающий сложнейшие технические и общественные вопросы. Мне ответили, что это не академик, не инженер, а простой советский рабочий - токарь Чикирёв.
Через несколько часов мы познакомились с ним в самолёте, который летел из Софии в Москву. Он рассказал мне о своём методе работы, о том, как он мечтал о небывалых скоростях резания и как мечта его претворилась в жизнь. Потом он посадил к себе на колени маленькую девочку, летевшую вместе с нами, и, гладя её кудряшки, стал говорить о дальнейших своих жизненных планах, о том, что собирается сделать для будущего, для своего народа, для мира.
Этот рабочий страны социализма был для меня олицетворением того нового, ещё невиданного на земле, молодого поколения, которое выросло в Стране Осуществлённой Мечты.
Это молодёжь, перед которой, как перед стаей молодых соколов в небе, открыты все дороги. Это молодёжь, которая ещё на школьных партах слышит слова великого советского поэта Маяковского:
... Твори, выдумывай, пробуй!
Это молодёжь, уверенная в том, что её мечты осуществятся. Это свободная, счастливая молодёжь, которая все свои силы отдаёт делу мира. И самый факт существования такой молодёжи - одно из наиболее ярких и замечательных достижений советского государственного строя. Это молодёжь, какой не знал до сих пор мир, молодёжь, строящая невиданное ещё общество, о котором мечтали лучшие умы человечества, - коммунизм. И я завидую ей.
Более шести месяцев уже живу я в Советском Союзе. И мои собственные мечты уже начали осуществляться с невиданной быстротой.
Я всегда мечтал написать пьесу так, как мне хотелось, и поставить её так, как я хотел. Теперь я получил возможность написать две пьесы и поставить их в театрах, о которых я даже не смел мечтать.
Если в Советском Союзе чаяния людей так быстро становятся явью, то это потому, что в стране, где под руководством Сталина и большевистской партии строится коммунизм, действительность обгоняет самые смелые мечты.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Беседа с начальником станции тов. А. П. Трутневым