Перевод с Белорусского М. Златогоров.
Затихла, притаилась в поздних сумерках речка Ложбинка. И густая трава луга потемнела, тоже словно притаилась в ожидании благотворной росы. А роса выпадет обильная, потому что день сегодня стоял жаркий. Уже теперь дымится над речкой туман. Сизобелой лентой плывет он вдоль берегов, заросших лозой, повторяя прихотливые повороты русла, уходит далеко - далеко, под край небосклона.
По небу расплывается багрянец, постепенно переходя в светлую желтизну. Это восходит месяц. Скоро зальет он серебристым светом густые в сумерках кусты лозняка, лесок, что синеет недалеко от речки, где изредка сквозь полудрему подают свой голос кулики.
Весь день у речки звенели песни. На зеленой опушке отдыхала и веселилась молодежь. Райком проводил здесь праздник песни.
Сказать по правде, больше всех старалась хорошо подготовить этот праздник Надя, заведующая отделом учащейся молодежи и пионеров. Первый секретарь райкома подобными «мелочами» обычно не интересуется. Второй занят: он заочник, засел перед сессией за учебники.
На праздник песни Надя пригласила товарищей из соседнего района. Прикатил на мотоцикле секретарь райкома Николай Ванесов и с ним Маша - давняя приятельница Нади, инструктор обкома комсомола.
Надя дирижировала сводным хором школьников.
Маша пристроилась к старшеклассницам. Светловолосая, в таком же, как на всех, белом платье с тугим пояском, с короткими рукавчиками, обнажавшими покрытые смуглым загаром руки, инструктор обкома ничем не выделялась среди девочек. Она была невысокая, стройная, с нежным овалом лица.
Николай подошел к ребятам. Надя видела его обветренное лицо и черные, как смоль, густые волосы.
Дирижируя, Надя напевала. Она вела хор голосом. Руки плохо ее слушались, особенно когда она думала о своих дирижерских обязанностях. А голос у Нади сильный и в то же время мягкий, душевный, удивительно красивого тембра. Все хористы его слышат, а из дружного созвучия голосов он не вырывается. И еще помогали Наде управлять ансамблем глаза, ее выразительные карие глаза. Услышит она еле уловимую неслаженность, глянет туда - и ребята, поймав этот взгляд, сразу находят верный тон.
Порой взгляд Нади останавливался и на Маше, но совсем не для того, чтобы поправить подругу: Маша очень музыкальна и уйму песен знает на память. Ей хочется перехватить взгляд подруги, чтобы сильнее ощутить торжественность минуты. А когда Надя переводит глаза на смуглое лицо Николая Ванесова, голос ее начинает дрожать, как натянутая струна, и верхние ноты звучат очень красиво, взволнованно.
После песен затеяли игры, а когда стемнело и младших школьников отправили домой, был разложен костер. Подле костра все вели себя, как дети: прыгали через огонь, бегали наперегонки. На весь лесок звенел веселый смех Маши. Заводилой и затейницей Маша была превосходной, и все у нее получалось легко и просто. Каждый ее жест хотелось повторить, каждое слово прибавляло веселья.
Потом огонь стал помаленьку затухать, сучьев больше не подкидывали, да и мало их было: лесок молоденький, послевоенный. Ванесов завел мотоцикл и принялся учить хлопцев, как садиться, давать «газ», держать руль. Девчата пошли на речку. А Надя с Машей остались возле угасавшего костра.
Кто - то вдруг вскрикнул у берега. Надя вскочила с побледневшим лицом, прижала ладони к щекам, прислушалась.
- Что с тобой? - удивилась Маша.
На речке засмеялись. Надя снова села рядом с подругой.
- Тут у нас в прошлом году тонули...
- Кто?
- Я и еще маленькая девочка. У нас пионерский слет был здесь. Теперь я побаиваюсь воды. Вспомнишь про тот случай - прямо в глазах темнеет...
- А я два раза тонула, - сказала Маша. - И ничего. Зато теперь плаваю хорошо! И знаю, что никогда не утону.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.