Одним из самых активных членов коллектива является Валерий Глинчиков — научный сотрудник Института транспорта. Очень трудно пришлось бы участникам группы без Людмилы Орловой, которая ведет всю литературную работу — переводит статьи, собирает материалы, печатает. Людмила работает в Институте технической эстетики, а все свободное время отдает кинетизму. Николай Кузнецов, сотрудник Института атомной энергии имени И. В. Курчатова, занимается автоматикой и электроникой. Виктор Бутурлин, студент Московского инженерно-физического института, помогает создавать сценарии, руководит группой пантомимы. Архитектора Вячеслава Колейчуна интересуют структурные конструкции.
Не стоит представлять себе, что все идет гладко, что все легко удается, что они сразу находят поддержку,— во многом эти поиски идут на ощупь, окольными путями преодолевается много различных препятствий. Так же трудно сейчас сказать, что такое кинетизм — новый вид искусства или формальный эксперимент, укладывающийся в рамки декоративно-прикладного и оформительского искусства. Но так или иначе, сейчас кинеты получили возможность реализовать многие из своих замыслов и выйти из выставочных павильонов на улицы города.
Ритмы и мысли XX вена, мечты о совершенном человеке, заманчивые огни будущего рождали фантастические замыслы. И мы легко принимали у фантастов любые описания городов будущего. Мы привыкли к ним. Но, конечно, не представляли себя в них. Группа «Движение» попыталась приблизить для ленинградцев очертания города будущего.
Многое из своих замыслов кинетам удалось применить в оформлении Ленинграда. Попробуем вам рассказать, как выглядел праздничный Ленинград.
На Университетской набережной установлен гигантский объект, символизирующий тему космоса. На этой же площади светится конструкция — символ химии. Огромная решетка, принявшая форму кристалла алмаза, прочерчивается дискретно белыми вспышками. В кристалле медленно разгорается, уже другим цветом, закипает колба, мерцая в глубине таинственной жизнью реакций. При помощи различных движений и изменения света эта конструкция захвачена сложной и заманчивой жизнью. Кристалл окружают стенды с макетами, смысловыми щитами и декоративными плоскостями. На высоте двух метров от земли на не обременяющих зрение креплениях они легко просматриваются.
Те, кто начинает осмотр Ленинграда с Финляндского вокзала во время Октябрьских праздников, сразу же попадают на кинетическое представление.
В ночном небе неожиданно вспыхивает яркое пламя — символ революции. Звуковая волна несет по площади мелодию «Интернационала». Гигантские силуэты от памятника В. И. Ленина возникают на огромных экранах цветомузыки.
Звучит голос Ленина, и его лицо появляется на киноэкранах. В строгой последовательности проходят перед зрителями все этапы революционной борьбы — от зарождения до полной победы, звучат суровые песни революционных лет.
Резко и часто вспыхивающие светом штыки, как пулеметная очередь, прокалывают «двуглавого орла».
А «пламя революции» — конструкция из алюминия и стекла,— то затухающее, то снова разгорающееся!
Это праздник цвета, мысли, музыки, света.
...Они оставляли «Инженерный домик». Москвичи собирались в Москву. Но домой они возвращались не только с чувством на совесть выполненной большой и ответственной работы, не только с легким ощущением свершения казавшейся сначала нереальной мечты.
«Что у вас, ребята, в рюкзаках?» — поется в одной молодежной песне. И если бы такой вопрос задали собравшимся в дорогу кинетам, они бы ответили:
— Космодром.
Как всегда, пока только планы, задумки, мечты. А в дальнейшем? Пусть ждет их удача.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.