Клавдия Зенова с юных лет полюбила протяжные фабричные гудки, открывавшие вслед за солнцем начало дня, и мерный стук станков, доносившийся из цехов небольшой фабрики, на которой работал её отец. Ровесница Великого Октября, Клавдия, как и миллионы советских людей её поколения, уже не застала ужасов эксплуатации рабочего человека. Перед нею были открыты все двери, но она решила всё же идти на завод. Девушка с благоговением относилась к самому слову «рабочий».
Окончив в 1934 году семилетку, Клавдия Зенова вместе со своей сестрой Александрой, подругами Ириной Колосковой и Наталией Жбановой приехала со станции Дорохово в Москву. Все четверо поступили в школу фабрично - заводского ученичества при заводе «Красный богатырь», все четверо, помогая друг другу, упорно овладевали профессией калошниц, все четверо, ни в чём не уступая друг другу, стали затем работать в цеху.
Клавдия, сильная характером, с прекрасным, отзывчивым и нежным сердцем, быстро стала вожаком среди подруг. Она обнаружила свойство распознавать склонности сверстниц, уменье находить те нужные струны души, прикосновение к которым неожиданно раскрывает всего человека. И получилось как - то так, само по себе, что она завладела душами своих подруг, покорила их сердца.
В цеху сразу же обратили внимание на сильные черты характера Зеновой, на её уменье добиваться намеченной цели, незаурядный ум.
- Что - то особое есть в характере Клавдии, - часто говорили мастерицы К. Есина и А. Нестерова, под руководством которых вначале работала Зенова, - это девушка с живинкой...
Постепенно, но уверенно Зенова создавала свой стиль работы. Однако зрелость мастера своего дела, которая принесла ей полное признание, раскрылась неожиданно и при довольно сложных обстоятельствах.
Конвейер, на котором она работала, представлял собой поток операций, следовавших одна за другой. Работницы, сидевшие по обе стороны движущейся ленты, на которой лежали готовые для «монтажа» заготовки, выполняли каждая только одну операцию.
Конвейер в таком виде был сам по себе новшеством в производстве калош, но он имел одно «уязвимое» место. Стоило какой - либо работнице заболеть, как вся стройная и тщательно налаженная линия конвейера рушилась. Отсутствие у ленты двух или даже одной калошницы нарушало работу.
Разрешением вопроса, который поставила техника, занимался весь цех. Некоторые предлагали увеличить вдвое количество работниц с тем, чтобы иметь резерв. Естественно, что это предложение было отвергнуто как негодное. Тогда - то и блеснул творческий ум стахановки Клавдии Зеновой.
- Разрешите я попробую одна выполнять несколько операций, - сказала она однажды руководителю конвейера Анастасии Николаевне Степановой.
И вот как - то, когда у ленты не оказалось сразу нескольких работниц, Клавдия Зенова смело взялась за дело. Она быстро освоила операции, которых раньше не знала. Сначала конвейер будоражило, но спустя некоторое время всё пошло успешно. «Девушка с живинкой» на каждой операции укладывалась в точно рассчитанное время. Препятствие на пути внедрения передового, высокопроизводительного способа работы было преодолено. То, что делала Зенова, было доступно каждой работнице; в этом и состояло новаторское значение метода, предложенного молодой стахановкой.
Имя Зеновой стало широко известно всем работникам резиновой промышленности. В её новшестве было заложено зерно подлинного творчества, и потому оно получило распространение на многих предприятиях страны. Это явилось первой большой, открывшей широкие горизонты победой Клавдии Зеновой.
В 1943 году Клавдию Зенову выдвинули в мастерицы. Она сделалась руководителем конвейера, на котором недавно работала рядовой работницей. С упорством и волей к победе, которые характерны для людей сильных и талантливых, она начала работать над тем, как увеличить выпуск калош, как добиться такого положения, при котором полностью отсутствовал бы брак.
Качества вожака, которые помогли ей выдвинуться на первое место среди подруг, сказались и здесь. Клавдия Зенова подготовила несколько высококвалифицированных работниц, которые отлично усвоили наиболее сложные операции и тем самым помогли ей обеспечить бесперебойную работу конвейера, оградить поток от всяких случайностей. Комсомолки Татьяна Богословская, Анна Баландина и три Валентины - Смурыгина, Просвирникова и Верёвочкина - оказались превосходными мастерами;, способными при необходимости заменить любую отсутствующую работницу.
Теперь в повестку дня стал вопрос о борьбе с браком. В условии конвейера устранять брак трудно, так как времени на осмотр продукции не отводится и за качеством нужно следить в процессе работы.
Присмотревшись поближе к работницам, Клавдия Зенова смело переставила самых способных, «с чуткими руками и глазами», на ответственные операции. Таким образом она добилась сразу двух целей: ещё выше подняла производительность труда и одновременно создала условия для ликвидации брака в выпускаемой продукции.
Правда, положение осложнялось тем, что брак, как правило, обнаруживался лишь в конце производственного процесса, когда калоша, по существу говоря, была уже готова. Тогда Зенова решила ввести самоконтроль за качеством на всех стадиях: она предложила организовать работу так, чтобы все калошницы успевали в положенное время не только выполнять то, что им, надлежит делать по технологии, но и следить за своими соседками.
Это соображение, логически вытекающее из предыдущих мер по рационализации производства, Зенова изложила на общем собрании бригады. Работницы, хотя и не без осторожности, поддержали её, и вскоре новый, «зеновский» контроль стал неотъемлемой частью производственного процесса.
Качество продукции сразу же заметно улучшилось, а вскоре брак в бригаде уже был в три раза меньше, чем предусмотрено существующими нормативами. Это явилось второй замечательной победой Клавдии Зеновой. Победа эта была не столько свидетельством счастливого озарения мысли, сколько показателем зрелости и высокого мастерства создателя нового, очень важного производственного метода.
Бригада Клавдии Зеновой вышла победителем в соревновании рабочих резиновой промышленности страны, добилась самых высоких показателей. В минувшем году она выпустила сверх плана 139 тысяч пар детских калош. Не снижает темпов бригада и в новом году. С каждым днём увеличивает она выпуск продукции, героически трудится над выполнением плана.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.