Тут и начинается самое главное. На другой день после собрания волна катится восьми - бальная: во весь размах дела пошли. Рвут и мечут люди. До чего ж здорово работать научились!
А нас с Грицьком отстающим тылом называют. Обидно! Шофёры без машины - министры без портфеля. Что делать? Где полуторку взять?
Разозлились мы, а в нашем деле самое главное - разозлиться. Рама, подмоторная у нас уже была, оставалось...
- Постойте, постойте, - перебиваю я, - а рама - то откуда?
- Ну, это - уж совсем простое дело, - засмеялся Алексей. - Вон смотрите, справа от дороги, видите?
Впереди вырисовывалась любопытная картина: самая обычная украинская белая мазанка, и рядом чёрная громада перекошенного танка. Подъехав, мы заметили остатки свастики на выпачканной броне.
- Местность наша с боевым прошлым, - продолжал мой спутник. - Сейчас уже мало осталось, а два года назад такие трофеи по всем обочинам были пораскиданы. Вот в том самом соснячке, где мы повстречались, нашёл я раму, ещё кое - что.
Грицько и додумался собрать машину. Он как раз здесь танкистом воевал, места боёв хорошо помнит. Там, - говорит, - этих трофеев крое против нашего. И поехали мы по району да по области. Действительно, добра этого - видимо - невидимо, видать, фрицам не до машин было. Долго ли, коротко, только подобрали мы полный комплект: обода нашли, скаты, корпус от машины, а в конце концов и мотор. С недельку поработали - на ходу машина. Выполнили задание. Хоть разнокалиберный грузовик, а гудит. Каково?
Он сделал эффектную паузу, наслаждаясь вниманием слушателя. Потом хитро заулыбался:
- Только то была не эта, а другая машина.
- Как другая?
- Да очень просто. На той Грицько ездит, - и захохотал мальчишеским, перелив - чалым смехом; вдоволь повеселившись, продолжал:
- Как собрали мы машину, думаем: «Обидно, рама в Байбузах пропадает!» Нашли ещё сломанный мотор, два ската нашли, две передние вилки взяли на всякий случай, рычагов набрали, сцеплений. В общем полмашины на грузовик навалили и поехали домой.
Как раз вовремя прибыли, к хлебосдаче. Грицько возить начал хлеб, а я со второй машиной вожусь. Ну и выручил брат: что ни ходка - что - нибудь полезное привезёт. Раз капот привёз, у какого - то дядьки крыша на сарайчике из него была сооружена. Другим разом с белозёрским шофёром сговорился: лишнюю переднюю вилку на задний мост сменил. Скаты недостающие купил. А пока что мне плотники помогли кузов и кабину строить. И вот выстроили. Фары только не нашли. Пришлось делиться: у него левая, у меня правая. Да сирену не догадались с какого - нибудь трофея снять...
Он весело стукнул рукой по клаксону, вызвав невообразимый визг.
- Скажите, как же вы без приборов ездите?
- А очень просто. Амперметр у меня есть: учитель физики подарил. Вот он висит. Спидометр мне ни к чему: я и так знаю, что до Мошина - 6, а до Черкасс - 22 километра. Указатель бензинный тоже не особо требуется, если что, прутиком замерю.
- Ну, и как работается?
- Лучше не надо! Мы больше срабатываем, чем все колхозные кони. Считайте сами: 5 ходок в день, по полторы тонны каждая, -
15 тонн. Это день в день. А теперь скоро лес начнём возить. Вот предстоит работка! В нашем колхозе всё ведь подготовлено для строительства плотины и гидростанции. Кирпичный завод поставили. Потом из его продукции коровник начали строить для будущего животноводства на заливных лугах. К окончанию этой стройки и черепичный заводик пустили - крышу уже черепицей закладывали. Недавно пилораму соорудили на движке - к распилу леса готовятся. Кузня и мастерская тоже готовы к выполнению заказов по строительству. Ну, конечно, и мы с Грицьком не подкачаем.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Записки линейного пилота