Заметки на спортивные темы
Сжатый отчёт об этом спортивном состязании выглядел так: «Многочисленные попытки противников положить друг друга на обе лопатки не удавались. Суплесы сменялись полусуплесами; схватка шла то в стойке, то в партере. Развязка пришла неожиданно: сильным прямым ударом в подбородок Кастелле нокаутировал Перела...»
- Позвольте! - скажет возмущённый читатель. - Здесь написана какая-то ерунда. Первые две фразы как будто повествуют о схватке борцов, третья же относится к бою боксёров.
И хотя мы полностью разделяем негодование читателя, тем не менее состязание прошло именно так, как рассказывается в приведённом нами сжатом отчёте.
Дело происходило в марте прошлого года в Стокгольме во время розыгрыша так называемого первенства мира 1950 года по классической борьбе. Шла схватка между норвежским борцом Коском и итальянцем Ригамоити. Ни тот, ни другой борец не обнаружил мало-мальски выдающихся спортивных способностей. Однако вокруг ковра кипели жаркие страсти: победа того или иного борца имела большое значение как для команд Норвегии и Италии, так и для других команд. На судей в ходе всего первенства оказывалось непрестанное давление то угрозами, то посулами.
И когда руководителю итальянской делегации Кастелле стало ясно, что судьи не дадут Ригамонти вожделенной победы, он подбежал к руководителю голландской делегации Перела и, как меланхолически сообщала французская газета «Экип», наградил его мощным ударом в подбородок.
То, что произошло во время схватки Коок - Ригамонти, вполне соответствовало всей атмосфере, царившей на розыгрыше первенства мира по классической борьбе. В этом «первенстве», проведённом без участия борцов Советского Союза, «классической» была лишь разнузданность реакционных спортивных вожаков, вовсю разжигавших низменные инстинкты спортсменов.
Драки во время спортивных состязаний - далеко не исключительное явление в буржуазном спорте.
Тысячи раненых, десятки и сотни убитых - таковы ежегодные результаты спортивных состязаний в капиталистических странах. Грубые приёмы в футболе, в регби, в боксе, устранение противника любыми способами, вплоть до смертоубийства, - всё это считается здесь высшей доблестью. Сетуя на то, что класс американских хоккеистов невысок, некая американская газета утверждает: «Для того, чтобы игрок чувствовал себя на месте, он должен не избегать кровавых столкновений и суметь воткнуть на семь дюймов клюшку под ребро противнику».
С особой настойчивостью насаждается грубость в американском спорте. Заправилам этого спорта вовсе не нужна свободная спортивная борьба. Заработать как можно больше денег и, главное, оболванить зрителя и спортсмена - вот задача, а путь к решению её - всевозможные трюки, драки и кровь. Бизнесмены от спорта поощряют убийства на ринге; устраивают состязания, в которых человек соперничает в беге не с человеком, а с лошадью иди автомобилем; взамен издавна существующей спортивной борьбы изобретают «кэтч» - состязание, в котором единственным правилам является «дерись, как можешь», и два или несколько «спортсменов» на глазах у «почтеннейшей публики» дерутся, как могут: царапаются, кусаются, рвут друг у друга волосы, вышибают зубы, ломают рёбра. Если публика охладевает к «кэтчу», проводимому между мужчинами, бизнесмены организуют женский «кэтч»; надоест зрителю и это - дерущихся помещают в специальный бассейн, на дно которого налита нефть...
И, подобно тому, как США вывозят в маршаллизованные страны Западной Европы и Латинской Америки жевательную резинку, залежавшиеся сигареты и протухшие консервы, этот, с позволения сказать, «спорт» тоже широко экспортируется из США. Площади городов Австрии и Западной Германии оглашаются воплями перепачканных нефтью мужчин и женщин, дерущихся под гогот зрителей, - это ввезённый из США «кэтч»; во Франции, Италии, Западной Германии то и дело устанавливаются поразительные по своей бессмысленности «рекорды», например, в поисках иголки в стоге сена, - это ввезено из США; на футбольных и хоккейных полях, в спортивных залах Западной Европы и Латинской Америки происходят кровавые побоища, - это ввезено из США.
«В основе занятий спортом лежат врождённые у человека инстинкты агрессии и разрушения», - поучает некий буржуазный «теоретик» Ф. Алехсандер.
Реакционные спортивные вожаки цинично утверждают, будто дикие нравы, культивируемые в буржуазном спорте, вытекают из самой природы спорта, органически присущи ему. Эти лживые «теории» разлетаются в прах при первом же столкновении с жизнью и деятельностью советских спортсменов, с жизнью и деятельностью спортсменов стран народной демократии.
Обстановка дружбы царит на спортивных состязаниях в нашей стране. В обстановке дружбы проходит каждая встреча советских спортсменов с прогрессивными спортсменами зарубежных стран. Духом дружбы и взаимного уважения спортсменов всех участвующих стран были пронизаны XI Всемирные студенческие игры в Берлине. В ходе этих состязаний, как отмечал президент Международного союза студентов Иосиф Громан, «не было ни одного протеста, конфликта, неэтичного поступка, столь характерных для многих западноевропейских и американских чемпионатов».
Недавно в Бухаресте состоялись легкоатлетические соревнования, в которых участвовали команды СССР, Венгрии, Румынии, Польши, Болгарии, Германской Демократической Республики и профсоюзов Франции. Эти состязания прошли в острой и напряжённой борьбе. Советские легкоатлеты, показав высокое мастерство, одержали победу. Были установлены новые выдающиеся рекорды СССР и несколько новых национальных рекордов других стран.
По единодушному заявлению венгерских, румынских, польских, болгарских спортсменов, их рекорды явились результатом совместных выступлений и тренировок, проведённых с легкоатлетами СССР, результатом ценных указаний советских бегунов, метателей, прыгунов и их тренеров, охотно делившихся опытом со своими друзьями - «противниками».
Нашим советским спортсменам и спортсменам стран народной демократии стремление к победе присуще не меньше, а куда больше, чем любому буржуазному спортсмену. Но наш спортсмен выходит да состязание не для того, чтобы уничтожить своего соперника, а для того, чтобы вместе с ним в честной борьбе добиться общего подъёма спорта. Таков уж дух советского спортивного соревнования, которому насквозь чужды принципы звериной конкуренции, перенесённые в буржуазный спорт из области общественных отношений при капитализме.
Многочисленные спортивные «теоретики» из кожи лезут вон, чтобы доказать, что спорт чужд политике. Это, однако, лишь ширма, маскирующая истинные цели и задачи буржуазного спорта.
Завесу над этими целями приоткрывает «изречение», украшающее стену спортивного зала военной академии Вест-Пойнт в США: «На поприще товарищеской борьбы засеваются семена, которые в последующие годы принесут плоды победы на других поприщах». О каких «других поприщах» идёт речь в питомнике американских солдафонов, нетрудно догадаться хотя бы по тому, что автором сих высокопарных слов является небезызвестный генерал Макартур, незадачливый вояка, палач корейского народа, один из главных поджигателей войны.
Для американских империалистов спорт - одно из средств увести молодёжь с «опасного пути», иначе говоря, с пути общественно - политической борьбы. Уолл-стрит и его лакеи в штатских костюмах и генеральских мундирах видят в спорте орудие подготовки «хороших солдат», то есть способ подготовки кадров для империалистических армий. Вот где рождаются и вот откуда так старательно насаждаются в буржуазном спорте жестокость и человеконенавистничество, разнузданный ШОВИНИЗМ и бессмысленные, одуряющие людей виды «спортивных состязаний»! Вот почему в США и во всех маршаллизованных странах происходит усиленная военизация спорта!
Американо-английский империализм стремится использовать спорт как одно из средств подготовки к войне. Но тем выше поднимают спортсмены СССР и стран народной демократии, передовые спортсмены всего мира знамя подлинно народного, демократического спорта - такого спорта, который служит делу всестороннего физического и морального совершенствования человека и который является одним из важных средств общения и дружбы между народами, одним из средств борьбы за мир во всём мире.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.