Та же условность и в гриме. Если пожилого человека играет молодой актер, он не гримируется, а только привязывает себе бороду. До сих пор женские роли в китайском классическом театре часто исполняются мужчинами. Декораций почти нет. Действие сопровождается музыкой, исполняющейся на народных инструментах, театр классической оперы называется также и Мэйланьфанским театром. Назван он так в честь китайского артиста Мэй Лань - фана, который до сих пор, несмотря на свои шестьдесят лет, играет на сцене роли молоденьких девушек. Правда, теперь он выступает уже не так часто: огромная педагогическая работа в Академии драматического искусства, обширная общественная деятельность отнимают у него много времени и сил. Но нам повезло. В спектакле «Храм золотых гор», на который мы попали, Мэй Лань - фан исполнял роль прелестной молодой девушки. Играл он удивительно легко, грациозно, пластично, и невозможно было себе представить, что перед нами шестидесятилетний мужчина. Вторую женскую роль играл сын Мэй Лань - фана Мэй Бао - дьоу. Мэй Лань - фан в течение последних лет много делает, чтобы приблизить классическую оперу к массам, чтобы сделать ее понятней и доступней для рабочих и крестьян. Вся его работа в театре и театральном вузе - живой пример беззаветного служения искусству и народу.
Больше всего в классической опере нас покоряло актерское мастерство. Артисты в совершенстве владеют телом, голосом, мускулатурой лица. Акробатические движения, сцены поединков и сражений не могут не восхитить своей точностью, экспрессией. И все это полно смысла, содержательности, красоты!
Не раз бывали мы и на концертных выступлениях. Нас приятно поразило большое количество исполняемых на русском языке произведений классиков русской музыки и советских композиторов: ария Мизгиря из оперы «Снегурочка», романс Антониды из оперы «Иван Сусанин», дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама», романсы Чайковского и Римского - Корсакова, ария Любки из оперы «Молодая гвардия», песня «Москва - Пекин» Мурадели, народная песня «За окном черемуха колышется».
... Наступило время нашего отъезда. Мы сердечно прощались со своими друзьями, ставшими нам дорогими и близкими за такой короткий срок. Вернувшись в родную Москву, мы тепло вспоминаем китайских товарищей, познакомивших нас с замечательным искусством своей великой страны.
Пусть крепнет дружба наших великих народов!
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.