Два автографа Ленина

Е Левит| опубликовано в номере №813, апрель 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первый послеоктябрьский фотопортрет Владимира Ильича Ленина был сделан в Смольном в январе 1918 года М. С. Налпель-баумом - виднейшим мастером советского фотоискусства по заданию Государственного издательства. Портрет очень понравился Ленину, и когда сотрудники издательства поехали к Владимиру Ильичу за автографом, Ленин поставил свою подпись на большом листке бумаги: «В. Ульянов (Ленин). 31 января 1918 г.» , - а затем внизу приписал: «Очень благодарю товарища Наппельбаума. Ленин».

Репродукция этого фотопортрета разошлась по всему миру миллионным тиражом. Сегодня мы публикуем одну из открыток с портретом и автографом Ильича. Казалось бы, что в этом особенного? Известный фотопортрет с известным автографом... Но если сравнить оригинал знаменитого автографа Ленина, который хранится ныне в Институте марксизма-ленинизма, с автографом на публикуемой открытке, то можно заметить разницу в написании отдельных букв и особенно цифр. Что же это - неизвестный автограф? Но и на оригинале и на открытке стоит одно число: 31 января 1918 года. Или, может быть, подпись искажена при репродуцировании? На эти вопросы пока еще нет ответа, новый ленинский автограф изучается сейчас специалистами. Надо надеяться, скоро мы узнаем историю еще одной подписи Ильича. И кто знает, может быть, об этом сообщит нам кто-нибудь из читателей...

... Недавно, выясняя отдельные обстоятельства, при которых фотографировали В. И. Ленина с сотрудниками отдела граммофонной пропаганды Центропечати, мы побывали в доме, где помещалось это агентство. Там и сейчас еще живут многие из бывших сотрудников Центропечати.

Александра Васильевна Котельникова передала нам открытку, о которой мы только что рассказали, но на обороте ее был еще один автограф Ленина!

Итак, на одной открытке - два ленинских автографа. О первом из них, на лицевой стороне, рассказано выше. Относительно второго ленинского автографа нам удалось узнать следующее.

По словам самой Котельниковой, автограф был оставлен Владимиром Ильичем Лениным матери ее мужа, Евгении Константиновне Котельниковой, после выступления в Доме союзов на одном из съездов в 1920 году.

Софья Григорьевна Рамо, долгие годы проработавшая вместе с Н. К. Крупской, вспоминает день, когда Ильич выступал в Доме союзов на собрании ответственных работников деревни. После выступления Ленин спустился в фойе. К нему подошел сын продавщицы книжного киоска Евгении Константиновны Котельниковой и сказал, что очень хотел бы иметь что-нибудь на память о Ленине. Ильич, который почти никогда не давал автографов, улыбнулся, взял с прилавка киоска открытку со своим портретом, расписался и дал мальчику...

А вот третий рассказ - Ольги Семеновны Гралевской, которая в 1920 году работала в Центропечати. Однажды, когда проходил первый Всероссийский съезд трудовых казаков (по словам Рамо - «ответственных работников деревни»), ее попросили заменить заболевшую продавщицу книжного киоска. В тот день Гралевская впервые увидела Владимира Ильича. «Закончив выступление, - вспоминает Ольга Семеновна, - Ильич спустился в фойе. Когда мы молча смотрели, как он проходит мимо, сын продавщицы, которую я заменяла в тот день, взял с прилавка открытку и догнал Ильича. Мы не слышали, что он говорил Ильичу, но я видела, как Ленин улыбнулся, вынул из кармана пиджака карандаш и написал что-то на открытке...»

Вероятнее всего, ленинский автограф, который сорок лет хранился в семье Котельниковых, относится к 1920 году, ко времени работы первого Всероссийского съезда трудовых казаков, и дал его Владимир Ильич сыну Евгении Константиновны Котельниковой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Хозяева «нартуху»

Кабардино-Балкарская комсомольская организация завоевала первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании за получение высоких урожаев кукурузы