Друзья, помощники, бойцы

Владислав Янелис| опубликовано в номере №1297, июнь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Шелабот называет их ребятами. «Пойдем посмотрим ребят». «Ребята скучают, погода меняется». Как-то капитан предложил: «Сегодня у ребят театр, сходим, что ли?»

Собачий театр – один из эффективных методов воспитания молодняка. Происходило это так: на площадку привели около трех десятков щенков, рассадили полукругом возле барьера. Потом сержант вывел Карая – крупного, мускулистого пса-ветерана, который давно привык к своей роли наставника. Карай три раза подряд взял барьер и сел рядом, а щенки не сводили с него восторженных глаз. Потом их повели к барьеру, и они при выполнении упражнения в точности воспроизвели все движения Карая. Препятствие не взяли только две собаки.

Однажды утром я попросил Шелабота показать мне взрослых собак. Капитан не спешил соглашаться.

– Шуметь будут, им вчера прививки делали:

Все-таки я его уговорил.

Каких тут только овчарок не было – темно-бурых, крутолобых, с широкой грудью и мощными лапами, поджарых, стремительных, с серебристой шерстью, черных как уголь, приземистых, массивных. Это были псы – выпускники, уже завершающие учебную программу. Нельзя сказать, что все они реагировали на нас одинаково, иные, казалось, понимали, что мы не совсем уж чужие, смотрели на нас приветливо, с интересом. Иные – настороженно, но не агрессивно. Но были и любители поскандалить.

У них скоро экзамен на пограничную зрелость. Строгий, бескомпромиссный. Они должны будут вместе со своими инструкторами, у которых также заканчивается срок учебы, показать, чему научила их школа.

Кстати, совсем не простое дело – подобрать курсанту школы пса, «составить пару», как выражаются специалисты. Здесь руководству школы помогает знание психологии людей и животных. Человеку темпераментному, реактивному никогда не дадут флегматичной собаки: не поймут друг друга. В школе я познакомился с Александром Хирняком и его Амуром.

– Призывались мы из Марганца, это в Днепропетровской области, Амуру тогда уже 2 года исполнилось, к тому времени он прошел курс дрессировки, даже имел свидетельство защитно-караульной собаки. Мы с ним и в комсомольском оперативном отряде успели поработать, на его счету были даже задержания вооруженных хулиганов. В общем, на службу приехали с кое-какими понятиями. Одних медалей и грамот с десяток уже имели. И тут, в школе, Амур успел отличиться. Пока я на учебной заставе был, он помог местной милиции задержать группу угонщиков автомобилей. По носовому платку след взял. Вот так... А теперь покажем, Амур, что мы умеем.

И показали. Амур легко отыскивал чью-то фуражку среди десятков ей подобных, ползал и замирал по команде, шел по буму, как канатоходец, – изящно и легко.

Потом я рассказал Саше историю про Грома. Он задумался.

– Я понимаю, всякое может быть. Но ведь и мы теперь с Амуром солдаты. И если потребуют обстоятельства, то поступим так, как велит долг... Правда, Амур?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены