Друг трудящихся

Н Миловидова| опубликовано в номере №558, август 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 15-летию со дня смерти Анри Барбюса

«Имя Барбюса будет сверкать горящими буквами на знамёнах миллионов, борющихся против старого мира - мира эксплуатации, рабства и грабительских войн».

Г. М. Димитров.

Имя Анри Барбюса стало известным после того, как он написал «Огонь» - книгу о первой мировой войне. Писатель Анри Барбюс в 1914 году добровольцем отправился на фронт. Вместе с другими «пуалю» - оборванными и голодными французскими пехотинцами - солдат Барбюс всю войну провёл в окопах, испытал все страдания, на которые обрекли трудящихся Европы империалисты, добивавшиеся нового передела мира. Настроения и чаяния простых людей, одетых в солдатские шинели, были настроениями и чаяниями самого Барбюса. И Барбюс тогда же, в окопах, взялся за перо, потому что понял: он должен не только рассказать о жизни солдат на войне, выразить своё восхищение выдержкой и мужеством тех, кого он называл «пролетариями битв», но и писать для этих людей, помочь им найти ответ на вопрос, кому нужна эта война, кому нужны эти бесчисленные жертвы. Вот почему уже в то время, на фронте, в лице Барбюса агитатор, пробуждавший в солдатах ненависть к виновникам империалистической войны, соединился с большим писателем - реалистом, создавшим книгу «Огонь» (1916).

Это – произведение, не имеющее себе равного в зарубежной литературе о первой мировой войне. Оно потрясает своей правдивостью. Солдаты, читая в газете главы «Огня», обращались к Анри Барбюсу со словами: «Молодец, старина! Ты не виляешь, а напрямик говоришь правду!». И эта правда выразилась не только в картинах, изображающих страдания народа на войне; писатель так же смело, во весь голос, сказал правду о росте возмущения против организаторов войны, о росте революционных настроений среди солдат:

« - Значит, после войны придётся ещё воевать?

- Да, может быть...

- А ты хочешь ещё драться?

- Да, потому что я больше

не хочу войны, - ворчит кто - то.

- И придётся драться, может быть, не с иностранцами?

- Да, может быть...» Знаменательно, что герои «Огня» восхищаются смелостью, стойкостью Карла Либкнехта - противника империалистических войн, пламенного революционера - интернационалиста.

В Великой Октябрьской социалистической революции Анри Барбюс увидел осуществление своих мечтаний об обществе. принципиально враждебном агрессивным империалистическим войнам. Светом Октябрьской революции озарена вся дальнейшая литературная и общественная деятельность Анри Барбюса. Он глубоко сознавал, что долг честного писателя прежде всего в том, чтобы говорить широким массам правду о Советской России. «Мы обвиняем правителей Франции, Англии, Америки в том, - писал Анри Барбюс в 1919 году, - что они... организовали гнусную клеветническую кампанию против большевизма: в том, что они, прибегая к самым низким и беззаконным средствам, препятствуют распространению правды...»

Анри Барбюс гневно разоблачал преступления интервентов. Ещё в те годы Анри Барбюс начал свою последовательную борьбу против милитаризма, свою глубоко сознательную, мужественную защиту принципов мирной политики страны Ленина - Сталина.

Пропагандируя и защищая эти благородные идеи. Анри Барбюс вырос в писателя совершенно нового типа - писателя - трибуна, слова которого разносились на весь мир. Анри Барбюс стал крупным политическим деятелем. Он трезво анализировал международную обстановку и последовательно, с огромной энергией, создавал единый фронт борцов против войны и фашизма. Много сделал в те годы Анри Барбюс для разоблачения фашистских заговорщиков и поджигателей войны. Он противопоставлял творческую, созидательную деятельность советского народа зловещим махинациям воинствующих империалистов.

Анри Барбюс был верным другом Советского Союза. Он твёрдо знал, что новый мир, построенный советским народом, - непобедимая цитадель свободы и счастья трудящихся всего мира.

Свою любовь и уважение к советским людям - вдохновенным творцам истории, - чувства горячей любви и признательности миллионов и миллионов людей к лучшему другу, учителю и вождю трудящихся всего мира наиболее полно выразил Анри Барбюс в своей замечательной книге «Сталин. Человек, через которого раскрывается новый мир». Эту книгу знают миллионы людей в Советском Союзе и за его пределами. «Человек с головой учёного, лицом рабочего, в одежде простого солдата!» «Сталин - это Ленин сегодня» - Анри Барбюс так ясно и отчётливо нарисовал образ Сталина. Эти слова повторяют люди всего мира, как свои собственные, и многие, быть может, не знают, кто их сказал впервые.

В 1932 году по инициативе Анри Барбюса был созван антивоенный конгресс в Амстердаме. Барбюс был тогда председателем Всемирного комитета борьбы против войны и фашизма. В 1935 году, за несколько месяцев до своей смерти, он принимал деятельное участие в Парижском международном антифашистском конгрессе в защиту культуры. В своём выступлении на этом конгрессе Анри Барбюс настойчиво напоминал. что только решительными действиями можно предотвратить опасность фашистской агрессии и новой войны. Эта речь актуальна и в наши дни: она напоминает, что тот, кто уклоняется от активной борьбы за мир, тем самым помогает поджигателям войны.

Анри Барбюс умер в Москве. Скорбно провожали его тело советские люди, горестно встретила его останки Франция трудящихся и прогрессивной интеллигенции.

«Скорблю вместе с вами, - писал И. В. Сталин Кашену, Торезу, Вайяну - Кутюрье, - по случаю кончины нашего друга, друга рабочего класса Франции, достойного сына французского народа, друга трудящихся всех стран, глашатая единого фронта трудящихся против империалистической войны и фашизма, - товарища Анри Барбюса.

Пусть его жизнь, его борьба, его чаяния и перспективы послужат примером для молодого поколения трудящихся всех стран в деле борьбы за освобождение человечества от капиталистического рабства».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В лагере мира

Высшая школа в СССР и страна народной демократии

В лагере войны

Высшая школа в странах капитала