Отклики читателей
... Константин Стеклов, работающий бригадиром на целлюлозно - бумажном комбинате, мечтает прославиться. И не только прославиться, но и «заиметь» побольше денег. Правдами и неправдами он добивается этого. О нечестных проделках Кости случайно узнает Надя - девушка - работница, которую он любит. Происходит объяснение. Константин говорит, что он встал на этот путь во имя их будущего «семейного счастья». Надя поступает по - комсомольски: она идет к директору комбината и обо всем рассказывает ему. Таково вкратце содержание очерка «Костина слава», опубликованного во втором номере «Смены».
Очерк этот вызвал многочисленные отклики. Редакция получила письма из разных концов страны. Некоторые читатели (Н. Шевнин из Волжска, Б. Шихалеев из Дрогобычской обл.) указывают на то, что автор неточно описал производственные процессы изготовления бумаги, но большинство писем посвящено вопросам дружбы и трудовой чести, затронутым в очерке.
«Когда читаешь очерк «Костина слава», - пишет Б. Емкужев из Кабардинской АССР, - невольно в голову приходит мысль о том, что среди нас есть еще люди, думающие по старинке. Костя забыл, что для каждого честного гражданина нашей страны на первом месте должна быть забота о государстве, о благе народа. «Берегите, храните, как зеницу ока, землю, хлеб, фабрики, орудия, продукты, транспорт - все это отныне будет всецело вашим, общенародным достоянием». Так говорил В. И. Ленин, обращаясь к народу после победоносного завершения Великой Октябрьской социалистической революции. А комсомолец Стеклов, опьяненный мечтой о своем мещанском благополучии, меньше всего думает о государстве, о народе. Ему бы только побольше денег урвать от государства, чтобы накопить сумму, необходимую для покупки дома, для устройства своего личного, обывательского счастья».
С таким же возмущением говорят о поступке Константина Стек - лова и авторы других писем.
«Кто такой Костя?» - спрашивает Н. Тарасов (ст. Ува, Удмуртская АССР). И тут же отвечает: «Костя - себялюбец, карьерист с корыстолюбивой натурой, ставящий личное благополучие превыше всего».
Сурово осуждает Костю курсант Леонид Щербаков (г. Киев).
«Что было бы, - пишет он, - если бы такой Костя служил в орудийном расчете, в пехотном отделении, в танковом экипаже или боевой эскадрилье?... Сколько людей мог бы он погубить своей нечестностью!»
А как расценивается поведение Нади и ее дружба с Костей?
Читатели относятся к Наде с сочувствием, ценя ее честность и искренность и особенно то, что она решила вывести Костю на чистую воду.
И. Хайруллина из города Наб - Челны, Татарской АССР, пишет:
«Косте чуждо чувство настоящей дружбы. Вспомним!, какой ценой он пытался «выручить» Надю в момент, когда у нее случилась авария, - ценой обмана товарищей по работе. Надя правильно сделала, отказавшись от такой «выручки». Как истинный друг Кости поступила она и тогда, когда о его поступке сообщила директору комбината. Именно такой должна быть комсомолка!»
Критически относиться к поведению товарища, во - время удерживать его от дурных поступков, не стесняться сказать ему горькую правду в глаза - таково единодушное мнение многих юношей и девушек, приславших в редакцию отклики на «Костину славу». В этом отношении особенно интересно письмо члена бюро Полтавского райкома ЛКСМУ Л. Николаенко:
«Возможно, найдутся товарищи, которые скажут, что Наде следовало бы сначала самой поговорить с Костей, попытаться убедить его, а уже потом выносить дело на суд коллектива. Нам кажется, что вряд ли ее могут упрекать в этом. Проявив непримиримость к поступку Кости, она тем самым доказала, что по - настоящему любит его, желает ему добра...»
Много хороших мыслей высказывают читатели о трудовой славе и комсомольской честности.
«Трудовая слава» - какие это прекрасные слова! - восклицает в своем письме студентка Винницкого педагогического института Б. Кучабская. - Для того, чтобы завоевать ее, нужно работать с полным напряжением сил, работать с любовью, с огоньком, сознавая, что твой труд приносит счастье народу. А Костина слава - не слава, а позор».
О том, к чему приводит стремление к дешевой, «дутой» славе, говорит и молодой колхозник Виктор Павленко из Трояновского района, Житомирской области.
«В нашем колхозе «Большевик», - пишет он, - работала дояркой Ольга Глыбко. Подобно Косте Стеклову, она тоже хотела прославиться обманным путем. Костя выпускал сырую бумагу, а. Ольга подливала в молоко воду. Это снижало процент жирности. Но зато получалось такое количество молока, что об этих «рекордных удоях» неоднократно писала наша районная газета. Так Ольга Глыбко «завоевала» славу передовой доярки. Но правда сильнее лжи, ее не скроешь. Ольгу постигла такая же участь, как и Константина Стеклова. Ее поступок глубоко возмутил колхозную молодежь».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.