Приключенческие фильмы!
Сколько раз говорилось о том, как нужны они молодому зрителю и как велико их воспитательное значение! Молодежь ждет от киноработников волнующих рассказов о смелых путешественниках, об отважных моряках, об энергичных людях, вступающих в единоборство с коварным и опасным врагом.
Тридцать пять лет назад был создан первый советский приключенческий фильм, «Красные дьяволята», а многие и сейчас вспоминают его героев - Мишу, Дуняшу, юного негра Тома. Вспоминают о том, как «дьяволята» бились с бандой Махно, брали в плен белых, ходили в разведку. В двадцатые годы трудно было найти человека, который не посмотрел бы несколько раз эту картину.
Хорошие приключенческие фильмы появлялись и в более позднее время. В послевоенные годы вышли на экран «Подвиг разведчика», «Смелые люди», «Дело № 306» и другие. Эти фильмы понравились глубиной мысли, цельными, запоминающимися характерами; они наглядно показали, какие огромные возможности таятся в приключенческом жанре.
Однако среди приключенческих фильмов, созданных в последние годы, нет ни одного, который можно было бы поставить рядом с лучшими картинами других жанров.
Частым гостем на экране стал этакий опытный, всезнающий человек, наперед предугадывающий все козни врагов. Ему всегда «везет», он легко преодолевает любые трудности. Злодей действует, как правило, неосмотрительно и в конце концов терпит поражение. События в таких фильмах изображаются так торопливо, что по ним невозможно ни охарактеризовать поведение героя, ни представить обстановку, в которой он действует. Бывает, что зрителю порой нелегко разобраться в калейдоскопе нагроможденных эпизодов.
Нередко даже по хорошим приключенческим произведениям ставятся слабые фильмы. Так, например, случилось с экранизацией романа В. Каверина «Два капитана». 8 книге тайна экспедиции капитана Татаринова раскрывается Саней Григорьевым после долгой и мучительной борьбы, в фильме же драматическое развитие событий исчезло, их место заняли случайные происшествия. Саша, смелый, благородный юноша, в фильме не проявляет никаких свойств характера. Как и остальные персонажи картины, он лишь слабая тень героя книги.
То же самое произошло с романом Г. Адамова «Тайна двух океанов». Сценарий, написанный по этому роману В. Алексеевым, Н. Рожковым и К. Пипинашвили, утратил многое, что привлекало в книге, но зато в нем появился полный набор приключенческих штампов. События изображены бегло и отрывочно. Герои преодолевают препятствия с необычайной легкостью: иногда зритель даже не видит, как это происходит, и узнает о случившемся из слов действующих лиц.
Возьмем, для примера, эпизод с аппаратом, в котором ихтиолог Лордкипанидзе отправился исследовать глубинные воды океана. Батисфера попадает в щупальцы кальмара. Связь прервана, управление нарушено. Мелькает несколько коротких кадров, зритель видит батисферу, подплывающую к подлодке, и узнает, что Лордкипанидзе спас майора Скворешню. Как вел себя ихтиолог во время катастрофы, как выручил Скворешню и добрался до подлодки, - обо всем этом говорится мимоходом. А между тем именно в этих событиях мог раскрыться настоящий характер героя.
Только досаду вызывает эпизод с женщиной - врачом, которая пытается помешать бегству диверсанта. Она попадает в камеру, доверху наполненную водой, теряет сознание, а в следующих кадрах как ни в чем не бывало идет по коридору подлодки в новенькой отглаженной форме.
В фильме много разных событий, но ни одно из них не раскрывает характеров действующих лиц. Мы не можем ни полюбить, ни возненавидеть героев, так как перед нами не живые люди, а автоматы, действующие по заранее заданному плану. Вместо приключений на экране информация о них.
Один из главных персонажей книги - подросток Павлик, деятельный, смелый паренек, который ходит с подводниками по дну океана, исследует затонувшую во времена Колумба каравеллу, помогает Скворешне выбраться из грота, вместе со взрослыми «ведет» за собой магнитные торпеды.
Этот обаятельный герой в фильме почему - то представлен малышом, играющим в «запоминайку».
Фальши в фильме «Тайна двух океанов» много. Ну кто из зрителей примет фанерную архитектуру за гроты и скалы, а чахлую, напоминающую елочные украшения растительность за богатый подводный мир? И это в то время, когда на экранах страны с большим успехом демонстрировались «Голубой континент», «В Тихом океане», порадовавшие чудесными подводными пейзажами!
Разочарования принесла зрителям и кинокартина «Пленники Барсова ущелья», поставленная режиссером Ю. Ерзнкяном по одноименной повести В. Ананяна. Здесь тоже сказалось вредное влияние штампов.
Авторы приключенческих кинофильмов увлекаются нагромождениями неправдоподобных сюжетных построений, рассчитанных на дешевый эффект. Их полно в картинах «Застава в горах», «Опасные тропы», «В квадрате 45», «Призраки докидают вершины» и многих других, страдающих отсутствием жизненности и достоверности. Действующие лица в этих фильмах прямолинейно разделены на «положительных» и «отрицательных», и уже при первом их появлении на экране становится ясно: вот он - герой, а вот - злодей...
Слов нет, фабуле приключенческого фильма присущи особая сложность, острота и неожиданности. Но если у действующих лиц нет полнокровных характеров, нас перестают волновать те опасности, которые подстерегают героев. Правда подвига, правда примера - вот что привлекает зрителя в лучших работах этого плана.
В приключенческих фильмах, появившихся на экране, много недостатков. О них говорилось е печати не раз. Кроме того, уже подчеркивалось, что картин такого жанра выпускается очень мало. Наши киностудии почему - то не любят этот боевой, очень нужный молодому зрителю жанр Крупнейшая киностудия страны, «Мосфильм», в 1957 году не дала ни одного приключенческого фильма, а в 1958 году выпускает только три; студия имени Горького в 1957 году выпустила одну картину приключенческого плана и на этот год запланировала тоже одну. Не лучше обстоят дела и на республиканских киностудиях.
Министерству культуры СССР и его управлению по производству фильмов пора бы заинтересоваться планами студий, вопросом повышения идейно - художественного уровня приключенческих фильмов. Пора сделать так, чтобы - приключенческий фильм занял положенное ему место в киноискусстве.
Возможности создания полноценных приключенческих кинофильмов у нас есть. Многие любимые читателями произведения ждут своего воплощения в кино. Романы и повести А. Беляева, Н. Томана, Н. Трублаини и других могут служить прекрасным материалом для экранизации. А какой превосходный материал для кино дают произведения о подвигах советских партизан! Почему до сих пор не экранизирована повесть «Это было под Роено» Д. Медведева?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Отклики читателей на статью Б. Гусева «За спиной друга» («Смена» № 3)