Существовало много противоречий между, в общем, правильными устремлениями и их практическим воплощением. Одно из весьма существенных противоречий — стремление сделать предмет «Музыка» единым, целостным предметом и необоснованное дробление уроков на три мало связанные, а то и вовсе не связанные между собой части: пение, музыкальная грамота и слушание музыки. Это называлось «видами учебной деятельности». Казалось бы, что особенного? Однако это лишало в сознании учащихся (да и учителей!) саму музыку — как искусство — цельности и единства. Возникали неверные, нелогичные представления, мешавшие процессу учебных занятий, а следовательно, и его эффективности. Музыка противопоставлялась пению. Считалось, что, занимаясь пением и изучая музыкальную грамоту, учащиеся в это время музыку не слушают. Между тем основа музыкального искусства — восприятие во всех его проявлениях: будь то пение, изучение музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах, импровизация, ритмические действия под музыку.
Вопрос о целостности, единстве урока стал рассматриваться как один из важнейших вопросов школьной музыкальной педагогики, и для его разрешения потребовалась принципиально новая музыкально-педагогическая концепция, которая исходила бы из музыки и на музыку опиралась, естественно связала бы музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия — с действительной жизнью. Первым и важнейшим ориентиром в восприятии построения музыки становится ее характер, содержание. Именно через них постигается музыкальный язык, тембр, ритмический рисунок...
Почти все основные принципы и методы и значительная часть музыкального материала, заложенного в новую программу, — это огромный личный опыт Д. Б. Кабалевского, опробованный и проверенный им в течение нескольких десятилетий.
Живая практика, восприятие, реакция и ответное поведение детей, учителей, воспитателей, пионервожатых всегда были для композитора критерием правильности его позиции в занятиях с детьми. Серьезны и глубоки при всей доступности собственные сочинения композитора для детей и юношества. Сочинения Кабалевского не только бесценный учебный материал, развивающий исполнительскую технику и художественный вкус. При удивительной доходчивости музыкального языка, предельной ясности формы это всегда настоящее искусство, познание жизни. В них размах, обаяние души их создателя. Вероятно, именно эта необъятная доброта автора, его могучий оптимизм, огромная творческая сила и, конечно, тонкое мастерство делают его даже самые, казалось бы, учебные сочинения интересными для лучших концертных залов мира: их часто включают в свои программы выдающиеся музыканты-исполнители.
Как говорит сам композитор, тема детства, юности, молодости преобладает в его творчестве: «Это излюбленная тема, как и работа для детей и с детьми, для юношества и с юношеством. Это моя самая большая радость, самое большое счастье. Это мой мир».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Окончание. Начало в № 2.
Рассказ
За победой на бобах