Агитпроп мнется...
- А ты отвечай, есть она, любовь? Не может же быть так, что кого встретишь, того полюбишь? Значит, есть любовь, а где она любовь, - в душе, а ты вот говоришь души нет.
* *
У нас вопросы, близкие особым запросам девушек, отсутствуют в клубе.
Возьмем их отношение к литературе. Все девушки считают, что старые писатели писали лучше новых - нежнее, как говорят они, особенно насчет любви. Все кончалось красиво.
Я недавно видел картину «Поведение человека» с пояснительной лекцией, и мне кажется, что такие картины, такие лекции могли бы дать ответ на волнующие девушек вопросы.
Девушка в массе своей идет к новому медленней, потому что она вся в лапах быта, быт коснее политики.
Девушка берет от города чаще самое худшее; она берет моду, краску, подражание мещанству, в то время как парень города берет не только «поверхностную» культуру, но и достижения, книгу, жажду знать.
Наши формы обслуживания массы девушек слишком примитивны, неприспособлены к войне с мещанством, пролезающим в душу девушек.
Мало кто из девушек - «рядовичек» находят себе полное удовлетворение в общественной работе. Даже, если она работает в клубе, участвует в кружке. У нее есть часто нечто такое «скрытое»...
Девушка в массе идеализирует любовь и чувства. И на литературу, и на кино, и на театр она смотрит больше в разрезе этакой нежности, чем в разрезе социальном. Ибо жизнь, несомненно, у девушки сложнее, чем у парня. На нее ложится значительная часть тяжестей будней: и стирка и кухня, - в то время как парень от этого свободен - наколет дрова и то спасибо.
Так вот после будней, после прозы, ей хочется чего-то возвышенного, более поэтического.
Вот она едет в центр, в кино. В городском кино можно на людей посмотреть. Все, что обтянуто мещанством, кажется ей именно тем, о чем она читала в красиво описанных книгах, - в старых книгах.
Из этих старых героев этих книг она ненавидит графов, барчуков - они ей социально противны; но нежность и идеализм, который сквозит во всех этих книгах, ей милы, потому что скучно ей, потому что, будучи даже общественницей, на ней все же лежит печать особой девичьей стыдливости, робости, неверия в свои силы.
Ей скучно, а мы слишком заняты, чтобы приглядеться к некоторым мелким, но занимающим солидное место в бюджете настроений девушек вопросам.
Скушно!
Все ли девушки таковы?
Об этом в следующий раз.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.