В этом романе, пожалуй, ярче всего проявилась замечательная способность Жюля Верна воплощать в своих произведениях поразительные догадки о будущих достижениях науки и техники. Ведь именно ему принадлежит приоритет идеи создания подводной лодки с двойным корпусом. Таков был «Наутилус» капитана Немо. Лишь тридцать лет спустя инженер Лебеф построит субмарину по этому принципу, назвав Верна своим соавтором. Однако «Наутилус» предвосхищал и подводные корабли гораздо более позднего времени. Ведь длина его составляла 70 метров, водоизмещение – 1500 тонн. Это приблизительно габариты средних ракетоносцев 60-70-х годов XXвека.
Впрочем, предвидения и догадки Жюля Верна поражают нас не только в описаниях подводных приключений капитана Немо. Немалое количество их рассеяно на многих страницах других его книг. Иногда интуиция писателя граничит с мистикой. Так, его алюминиевый вагон-снаряд в романах «От Земли до Луны» и «Вокруг Луны» по своим размерам и весу почти точно совпадает с американским космическим кораблем «Апполон-8», который в 1968 году сделал несколько витков вокруг Луны. Кроме того, «Апполон» тоже был запущен из Флориды и приводнился в Тихом океане всего в четырех километрах от места, определенного Жюлем Верном. Не говоря уже о том, что экипаж «Апполона» состоял из трех человек (столько же было посланцев «Пушечного клуба»), и что полет совершился, как и в книге, в декабре.
Научная осведомленность писателя, его эрудиция поражали современников. Некоторые были убеждены, что Жюль Верн – это коллективный псевдоним группы литераторов, географов и путешественников. Ведь не может один человек обладать такой продуктивностью, разносторонними знаниями и, вдобавок, придумывать столько оригинальных сюжетов!
Это была не единственная легенда, распространившаяся в то время о Жюле Верне. Весьма популярной стала версия о еврейском происхождении писателя. Многие газеты утверждали, что он – польский еврей, уроженец города Полоцка близ Варшавы, и настоящая его фамилия Ольшевич (от русского слова «ольха», что соответствует старо-французскому «верн»). Он якобы отрекся от иудаизма, чтобы жениться на польской аристократке, а затем, после того как брак расстроился, поступил на службу в министерство внутренних дел Франции и получил гражданство этой страны.
Но больше всего слухов и домыслов распространялось о том, писал ли Жюль Верн только об увиденном своими глазами, объехав весь мир, или же создавал свои удивительные книги, пользуясь лишь атласами и свидетельствами очевидцев, не выходя за порог рабочего кабинет. Как часто бывает, истина находилась где-то посередине. Да, он путешествовал, но не так много, как хотел бы. Верн посетил Англию и Шотландию, объездил всю Скандинавию, побывал в Соединенных Штатах и Канаде. Это были туристические поездки. Но как можно воспевать море и понимать его поэзию, не общаясь с ним постоянно? Наряду с людьми, героями его романов становились корабли: яхта «Дункан» лорда Гленарвана в «Детях капитана Гранта», «Форвард» капитана Гаттераса, «Наутилус» Немо.
В 1866 году сбылась давняя мечта Жюля Верна – он стал владельцем собственного судна. Писатель приобрел старый рыбацкий баркас и переоборудовал его в парусник, которому дал имя «Сен-Мишель», в честь покровителя французских моряков. С тех пор большую часть своего времени - с весны до осени - он проводил в «плавучем кабинете» - на борту «Сен-Мишеля». Здесь все было приспособлено для работы, и каждый предмет, вплоть до чернильницы- «невылевайки», предохранялся от качки особыми креплениями. Чтобы иметь возможность постоянно выходить в море, Жюль нанял двух бретонских матросов, ветеранов военного флота. В морской робе, с загорелым, обветренным лицом «капитан» Верн стоял на крохотном мостике и уверенно командовал своим «экипажем». Однако стоило разыграться шторму, как команду брал на себя один из ветеранов, а писатель покорно подчинялся …
«Сен-Мишель» обычно ходил вдоль берегов Франции, заходя иногда в бельгийские, голландские и британские воды. Честно прослужив хозяину десять лет, он уступил место своему более совершенному собрату – «Сен-Мишелю -2», который, впрочем, пробыл у писателя весьма недолго, так как ему предоставилась возможность приобрести за 55 тысяч франков (в то время целое состояние) великолепную яхту, построенную для одного французского аристократа.
На этом судне, названном «Сен-Мишель – 3», Жюль Верн дважды обогнул Средиземное море, побывал в Италии, Англии, Ирландии. Заходил даже в африканские воды. Кроме того, ему давно хотелось посетить Санкт-Петербург. Однако этому путешествию, предпринятому в июне 1880 года, помешали два мощных циклона. «Сен-Мишелю – 3» не удалось даже выйти в центральную часть Балтики. Свидание с Санкт-Петербургом так и не состоялось.
Трудно переоценить значение морских путешествий в жизни Жюля Верна. Он пользовался любым случаем, чтобы как можно чаще выходить в море. К сожалению, это объяснялось не только его страстью к водной стихии. После женитьбы на Онорине Жюль довольно скоро понял, что совершил ошибку. Его образ жизни не совпадал с привычками жены. Онорина вообще не понимала, что такое умственный труд, литературную работу считала блажью; и только когда убедилась, что и такие занятия могут приносить большие деньги, смирилась. Мир парижских магазинов казался ей не менее грандиозным, чем Вселенная – Жюлю Верну, книги же мужа оставляли ее глубоко равнодушной. Кроме того, дочери Онорины от первого брака упорно не признавали отчима, осложняя его и без того нелегкую семейную жизнь. Однако разорвать эти узы, по условиям того времени, было практически невозможно. Вполне естественно, что писатель стремился как можно меньше времени проводить дома, предпочитая палубу и каюту своих верных «Сен-Мишелей».
В 1871 году он с семьёй переехал из Парижа в Амьен, надеясь удержать Онорину от парижских соблазнов и безудержных трат. Впрочем, его семейная жизнь от этого счастливее не стала. Он довольно часто ездил работать в Париж, и Онорина знала, что у него там есть женщина.
Имя этой женщины - Дюшень. О ней известно крайне мало. Она жила в парижском пригороде Аньер и, судя по всему, была ровесницей писателя, или даже немного его старше. Жюля Верна связывала с ней редкая духовная близость. Дюшень была достойной собеседницей, отличалась начитанностью, широтой кругозора и, главное, разделяла литературные и научные интересы писателя. Любопытно, что Онорина никогда не устраивала мужу сцен по поводу его отлучек в Париж. Вероятно, она понимала, что эти отношения выходят за рамки банального адюльтера, и пытаться разрушить их было бы неблагоразумно и небезопасно.
Дюшень скончалась в Париже в середине 1880-х, и ее смерть была для писателя тяжелейшим ударом.
Роман «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верн написал в первую очередь для своего сына. Ему хотелось, чтобы Мишель своим отношением к жизни, упорством в достижении цели был похож на главного героя книги – Дика Сенда. Увы, отца ждало разочарование. Человек очень неглупый и способный, Мишель Верн был крайне неуравновешенным и превратился в типичного представителя «золотой молодежи». Он вел беспутную жизнь, попадал в неприятные истории, делал бесконечные долги. Скандальные похождения Мишеля не только стоили отцу больших денег, но и омрачали его жизнь. И даже позже, когда Мишель несколько остепенился, его коммерческие аферы, как правило, кончавшиеся банкротством, выбивали Верна из колеи.
В середине 80-х годов жизнь обрушила на писателя один удар за другим: постоянные переживания из-за сына, смерть Дюшень, уход из жизни старого друга, редактора Пьера Этцеля. В 1886 году его постигло новое несчастье. Племянник Гастон, молодой человек, которому предсказывали блестящую карьеру дипломата, в припадке умопомешательства дважды выстрелил в Жюля Верна из револьвера, серьезно ранив его в ногу. Согласно одной версии, он совершил это, охваченный манией преследования. По другой – он якобы желал привлечь внимание к своему гениальному дяде, которого мир не оценил по достоинству. Как бы то ни было, Гастон оказался в психиатрической больнице, а стареющий писатель превратился в инвалида, так как пулю из сустава извлечь так и не удалось.
На морских путешествиях пришлось поставить крест, и Жюль Верн расстался с дорогим его сердцу «Мишелем - 3». Впрочем, ему, скорее всего, и так пришлось бы продать любимую яхту. Он, как никогда, нуждался в деньгах. Отчаянием дышит его письмо к брату: «Дела мои складываются так плачевно, что меня страшит будущее. Мишель ничего не делает и не может найти себе применения. Я потерял из-за него 200 тысяч франков. Что и говорить, конец мой печален».
И все-таки он любил своего непутевого сына. Мишель остался, по существу, единственным человеком, с которым Жюль мог быть искренним. Тоска, одиночество и нужда в деньгах толкали старого писателя к еще более интенсивной работе, превратившейся под конец жизни в маниакальную страсть. Почти ослепший, глухой, страдающий от подагры и диабета, от мучительных резей в желудке, он практически не ел, не спал и продолжал исступленно работать. Чаще всего Верн диктовал тексты своим внучкам, иногда писал сам при помощи особого транспаранта, позволяющего ощущать расположение строк.
В начале 1905 года вышла, как всегда, точно в срок, очередная книга «Необыкновенных путешествий». Это был роман «Властелин мира». Но силы писателя были окончательно истощены, и вскоре после выхода книги он скончался.
Жюля Верна похоронили около его дома в Амьене. В его архиве оставалось огромное количество рукописей. В итоге, до конца 1910 года через каждые шесть месяцев, как это делалось на протяжении сорока двух лет, продолжали выходить новые тома «Необыкновенных путешествий»…
В России писатель-фантаст пользовался большой популярностью, о его произведениях с огромной похвалой отзывались многие известные русские писатели. Уже его первый роман «Воздушное путешествие через Африку» был тут же переведен на русский язык и опубликован в журнале «Современник», издаваемом Н.А.Некрасовым, вместе с рецензией Салтыкова-Щедрина. Очень высокого мнения о писателе были И.С.Тургенев и Л.Н.Толстой. Лев Николаевич так отзывался о Жюле Верне: «Романы Жюля Верна превосходны, я ими восхищаюсь. В построении интригующей, захватывающей фабулы он удивительный мастер. А послушали бы, как им восхищается Тургенев! Я прямо не помню, чтобы он кем-нибудь еще так восхищался…»
Этот удивительный и гениальный писатель-фантаст, предрекший многое, что стало для нас обыденностью, и сегодня остается одним из любимых писателей не только старшего поколения, но и молодежи.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.