Беседа с академиком А. В. Винтером
В преддверии XX съезда Коммунистической партии Советского Союза, который явится большим историческим событием в жизни нашего народа, хочется оглянуться на пройденный путь и помечтать о будущем.
Вспоминаю, как в годы царизма передовые русские инженеры болезненно переживали отсталость нашей страны. Россия плелась тогда в хвосте технического прогресса. Такой крупный город, как Москва, занимал последнее место среди городов Европы по потреблению электроэнергии на душу населения. В 1913 году длина московских улиц с керосиновым освещением составляла 320 верст, а с электрическим... 17 верст.
В газете «Русский голос» однажды было напечатано письмо москвича, возмущавшегося тем, что трамваи в городе не освещались: «... Мне пришлось ехать в вагоне, битком набитом пассажирами, в совершенной темноте. На одной из стенок было сооружено из тонкой проволоки подобие самодельного подсвечника, где белел стеариновый огарок...»
Когда читаешь эти строки, невольно думаешь о том, как далеко вперед ушла наша техника, какие разительные перемены произошли в стране за несколько десятилетий.
Теперь ни у кого в мире не вызывает сомнения, что СССР за короткий срок добился огромных успехов в развитии науки, техники, индустрии.
Американский сенатор Бентон, недавно посетивший Советский Союз, вынужден был заявить, что промышленное производство в СССР ежегодно увеличивается вдвое быстрее, чем в США. Государственные деятели ряда стран, как нам известно из зарубежных телеграмм, бьют тревогу по поводу того, что высшие учебные заведения СССР выпускают значительно больше инженеров, чем университеты Америки и Англии...
А 35 лет назад те же буржуазные деятели пророчили «падение» Советской власти. История зло посмеялась над их недальновидностью и ограниченностью...
В памятные дни марта 1920 года в голодной и холодной Москве открылся IX съезд партии. В повестке дня его одно из основных мест занимал вопрос об электрификации народного хозяйства. На съезде был принят ленинский план ГОЭЛРО, направивший народное хозяйство страны по новому пути.
Вопросам энергетики Ленин придавал огромное значение. В 1918 году, когда вокруг молодой Советской республики сжималось грозное кольцо интервенции, Владимир Ильич находил время, чтобы беседовать с учеными - электриками. На заседании Совнаркома в мае 1918 года под его председательством рассматривался вопрос «об отпуске средств для Свирьстроя и на разработку торфяников Северного района». Мало того, Ленин успевал лично следить за продвижением вагонов №№ 771 и 167 с грузами для Каширской электростанции.
Пламенная вера в силы революции помогла великому вождю увидеть в те трудные дни очертания будущих величайших гидростанций, которые должны были вырасти на берегах полноводных русских рек.
План ГОЭЛРО, организатором и вдохновителем которого был Ленин, ныне перевыполнен во много раз. Достаточно сказать, что в одном лишь 1955 году на электростанциях СССР введено энергетических мощностей почти в 3 раза больше, чем намечалось ввести по плану ГОЭЛРО за 10 - 15 лет!
Таков гигантский путь, пройденный нашей страной за время между IX и XX съездами Коммунистической партии. За эти 35 лет мы так далеко ушли вперед, что производим сегодня за одни сутки столько энергии, сколько было произведено за весь 1920 год!
В дни всенародного соревнования в честь XX съезда Коммунистической партии Советского Союза из разных концов страны идут радостные вести о трудовых подвигах строителей плотин, электростанций, линий высоковольтных передач.
Ни снежные бураны, ни суровые морозы не помешали куйбышевским гидростроителям дать в срок первый промышленный ток самой мощной гидростанции в мире. Самой мощной в мире... Какой великий смысл заключен в этих словах!
В стремительных темпах строительства коммунизма действительность обгоняет мечту. И вот мы читаем в газетах, что на великой сибирской реке Ангаре, у Братска, сооружается новая гигантская ГЭС и что она будет давать столько энергии, сколько Куйбышевская и Сталинградская гидростанции дадут вместе...
Подойдем, молодые друзья, к карте нашей необъятной страны. Она усеяна флажками, отмечающими новые и новые станции, строящиеся и вступающие в строй. Только в 1955 году дали ток первые агрегаты Нарвской ГЭС; на Камской станции работают уже 16 мощных турбин; пущены первые агрегаты Горьковской гидростанции. В общую сеть южной энергосистемы на год раньше срока включилась первая турбина Каховской ГЭС. Огромные работы ведутся на стройках Сталинградской, Ангарской, Новосибирской, Бухтарминской и других крупнейших гидростанций.
Сбываются ленинские мечты о целых каскадах станций на великих русских реках Волге, Днепре, Ангаре. Они станут судоходными на всем своем протяжении, образуют новые огромные моря, оросят сотни тысяч гектаров плодородной земли.
Недалеко уже время, когда все крупные электростанции Советского Союза объединятся в одно гигантское энергетическое кольцо.
ЕВС - единая высоковольтная сеть. Это одна из самых увлекательных проблем, которые выдвигает перед энергетиками наша эпоха бурного технического прогресса. Вопрос о передаче электроэнергии на дальние расстояния в Советской стране, раскинувшейся на десятки тысяч километров, имеет особое значение.
Энергия Куйбышевской ГЭС уже течет в столицу по проводам высоковольтной передачи Куйбышев - Москва. Для того чтобы передать ток на такое большое расстояние без потерь, пришлось повысить его напряжение до 400 тысяч вольт. Столь высокое напряжение потребовало исключительно надежной изоляции. Иначе огромной силы ток, пробив гигантские фарфоровые изоляторы, мог по опорным мачтам уйти в землю. Много, очень много сложных вопросов пришлось решить проектировщикам линии передачи Куйбышев - Москва.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.