С этого времени в Гатчине для Марии Федоровны потекли и годы тихого семейного счастья, и печальные годы утрат. Ежегодно проводя там часть лета и осени, она занималась обустройством дворца, многочисленными хозяйственными делами и воспитанием младших детей: в 1786 году родилась третья дочь – Мария, через два года – Екатерина. Красота Великих княжон поражала даже их скептически настроенную бабушку, которая исподволь начала заниматься поисками для них блестящих партий.
В 1792 году Великая княгиня вновь разрешилась от бремени дочерью – Ольгой. Но малышка прожила лишь два года. Мария Федоровна была бы безутешна, если бы не ожидала еще одного ребенка. Анна родилась в том же, 1795 году. Тогда же великая княгиня узнала, что ее обожаемый Паульхен вовсе не хранит супружескую верность.
Каждая женщина тяжело переживает соперничество, и поначалу импульсивная и эмоциональная Мария Федоровна бросилась к свекрови за участием и советом. Та вместо ответа подвела ее к зеркалу и сказала:
- Посмотри, какая ты красавица, а соперница твоя petit monstre («маленькое чудовище», фр.), перестань кручиниться и будь уверена в своих прелестях.
Екатерина Нелидова, соперница великой княгини, действительно до смешного походила на маленькую обезьянку, но за этой внешностью скрывался сильный и незаурядный ум, позволивший ей обворожить тоже весьма неглупого и склонного к философским беседам великого князя. Постепенно Мария Федоровна поняла, что ее муж ценил в Нелидовой «только очарование умом» и нашла в себе мудрость и мужество объединиться со ставшей почти всесильной фавориткой и даже подружиться с ней – к великому изумлению своего супруга.
С годами Мария Федоровна располнела, но по-прежнему была свежа, моложава, невозмутима и спокойна. И все еще искренне любила Павла - единственного мужчину в своей жизни. Ее упрекали в том, что она окружила себя немцами, точнее, немками, но русские аристократки не лишком жаловали «малый двор» в Гатчине, предпочитая блеск и роскошь екатерининского двора.
Александра и Елена уже были девицами на выданье, и императрица почти устроила брак старшей внучки со шведским королем Густавом, но дело сорвалось из-за проблем с разным вероисповеданием жениха и невесты. Старшие внуки по выбору августейшей бабушки женились без проблем на немецких принцессах…
Мария Федоровна была очень деятельной натурой - вставала в 7 часов утра, а летом в 6 часов, обливалась холодной водой с головы до ног и после молитвы садилась за свой всегда очень крепкий кофе, а потом тотчас занималась бумагами. Она обладала крепким здоровьем, любила прохладу: окна были постоянно открыты. Не зная усталости и болезней, ожидала того же и от других, что, разумеется, вызывало ропот у многих, не столь крепких здоровьем.
В Гатчине для Павла и Марии Федоровны любимым развлечением были не военные маневры, как принято было впоследствии писать, а театральные представления, которые устраивались почти ежедневно. Особенно нравились любительские спектакли, в которых участвовали сами придворные. Так в Гатчинском дворце впервые прозвучали оперы замечательного русского композитора Дмитрия Бортнянского «Празднество сеньора», «Сокол», «Сын-соперник или Новая Стратоника». Любящая супруга преподнесла постановки этих опер Павлу Петровичу в качестве подарков в дни рождения.
В июле 1796 года, в «солидном» по тем временам возрасте – тридцать семь лет! - великая княгиня снова родила мальчика, нареченного Николаем. Этого сына императрица Екатерина великодушно оставила матери: продолжение династии и так, с ее точки зрения, было прекрасно обеспечено. Крупный, здоровый, почти никогда не капризничавший мальчик стал любимцем матери почти мгновенно и навсегда, причем она даже не скрывала своих чувств. Любимой мечтой Марии Федоровны стало возведение Николя на императорский трон… мечтой, которую зло высмеивал супруг, «вечный наследник», довольно прохладно отнесшийся к очередному прибавлению семейства.
Павла в этот момент гораздо больше занимал новый роман – с юной красавицей Анной Лопухиной. Екатерина Нелидова была отставлена, и теперь уже ничто не мешало ей полностью отдаться пылкой дружбе с Марией Федоровной: они жаловались друг другу на неверность их общего любимого.
Кстати, странный цвет Михайловского замка – красновато-малиновый – был избран потому, что именно ему отдавала предпочтение Анна Лопухина, а ее возлюбленный выполнял малейшие прихоти девушки. Именно тогда ему пришло в голову, что его брак с Марией Федоровной несколько затянулся, и что было бы неплохо (выдав предварительно замуж старших дочерей), постричь великую княгиню в монастырь и жениться на Анне. Этого плана все еще обожавшая мужа Мария Федоровна боялась, как огня, и утроила свои заботы о «милом Паульхене».
Все внезапно и резко изменилось поздней осенью 1796 года: скоропостижно и несколько таинственно скончалась императрица Екатерина. «Вечный наследник» наконец-то стал императором. Смерть свекрови не выбила из колеи Марию Федоровну, не лишила ее хладнокровия и рассудительности - похоронами, в основном, распоряжалась она.
Во время коронации Павла I была коронована и Мария Федоровна. Так, спустя двадцать лет после того, как немецкая принцесса приехала в Россию, она стала российской императрицей. И не только.
Вслед за восшествием на престол Павла I Мария Фёдоровна была поставлена «начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц». Императрица проявила большую энергию и привлекла в пользу общества много пожертвований. В 1797 она вошла с особым мнением относительно преобразования общества, высказываясь против раннего поступления девиц (5 лет), в общество для воспитания, стараясь строго отделить благородных от мещанок и проектируя уменьшение числа последних. Павел I утвердил 11 января 1797 «мнение» императрицы, не допустив, впрочем, уменьшения приёма мещанских детей.
Павел узаконил ведомство больниц, вдовьих домов, домов общественного призрения, дав ему название «Ведомство учреждений императрицы Марии». Первоначально в ведении канцелярии Марии Фёдоровны были Смольный и Александровский институты, Коммерческое училище, Воспитательный дом и Опекунский совет, вскоре при участии императрицы были открыты Екатерининский и Павловский институты, Училище глухонемых, Вдовий дом и Повивальный институт. Девизом ведомства служили слова «Творить добро», а на гербе было изображение пеликана в гнезде, вскармливающего своих птенцов.
Став императрицей, Мария Федоровна пыталась усилить свое влияние на мужа, и день ото дня это влияние при дворе росло. Но когда великому князю Николаю исполнилось два года, императрица родила своего последнего ребенка – сына Михаила, после чего врачи категорически запретили ей иметь еще детей. В те времена это означало только одно: прекращение супружеских отношений. Царская чета разошлась по разным спальням, и… наступило заметное охлаждение отношений. Павел, все еще безумно влюбленный в Лопухину, с радостью ухватился за мнение врачей, чтобы на законном основании прекратить близость с императрицей.
Освободившись от почти непрерывного деторождения, выкармливания и всего прочего, Мария Федоровна, с присущей ей педантичностью, занялась делами «Ведомства императрицы Марии» и придворными обязанностями, непрерывно сглаживая учащающиеся приступы раздражительности и гнева супруга и опасаясь за судьбу старшего сына, в котором отец давно уже видел только молодого соперника.
Однако в марте 1801 года император Павел I был убит заговорщиками, и для нее наступили новые времена. Теперь она была вдовствующей императрицей, матерью императора Александра I, своего первого сына. Вопреки распространенной версии о том, что мать и сын откровенно ненавидели друг друга, они часто общались, и Мария Федоровна принимала самое деятельное участие в делах Александра. Сын постоянно навещал мать, она его искренне любила и особенно заботилась об его императорском престиже.
«Император Александр был главным предметом ее любви в жизни», - писала впоследствии одна из ее фрейлин. Тем более что дочери, в воспитание которых она вложила столько сил и души, уходили из жизни одна за другой. В 1801 году от тяжелых родов умерла в Вене старшая дочь Александра, в 1803-м, подарив своему супругу мальчика и девочку, скончалась от чахотки вторая дочь – Елена, которой было всего девятнадцать лет. Одному Богу известно, как выдержала Мария Федоровна эти почти непрерывные удары судьбы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
25 июля1980 года ушел из жизни Владимир Семенович Высоцкий
15 апреля 1886 года родился Николай Гумилев
Памяти великого артиста