- Хотите, Сергей Александрович, посмотреть «электростанцию на замке»?
Сергей Александрович Болтин, механик электростанции, приехал из небольшого города в Москву на совещание в министерство. Десятки лет, сдавая дежурство. Болтин неизменно пишет в рапортичке одну и ту же фразу: «никаких происшествий во время дежурства не было». Но представить свою электростанцию запертой на замок он не мог.
И вот он в помещении диспетчера. На прозрачных панелях вспыхивали и гасли разноцветные огоньки - сигналы работы далёких машин. Некоторые из них мигали, словно требуя к себе особого внимания. Светящиеся линии, квадраты и кружки образовывали сложный узор.
- Знаете ли вы, Сергей Александрович, на каком расстоянии мы находимся от гидроэлектростанции, которую отсюда вы можете пустить в ход или остановить? - спросил диспетчер.
- Несколько километров, должно быть!
- Сто пятьдесят!
- Сколько же нужно возиться, чтобы на таком расстоянии пустить в ход станцию? Ведь надо подготовить многочисленные вспомогательные механизмы, проверить готовность агрегата к пуску, перевести турбину в рабочее положение, пустить агрегат, добиться синхронизации генератора, включить его в сеть. Да мало ли еще дел! Я-то знаю...
Диспетчер улыбнулся:
- Я должен только нажать эту кнопку - и всё. На станции все процессы, о которых вы говорите, осуществляются автоматически, а о том, что происходит на ней, доносят эти светящиеся сигналы на панелях. Наши автоматы, подчиняясь «импульсу пуска», посланному мною, выполняют всё в пять - шесть раз быстрее, чем делает это человек вручную. Также легко осуществляется и остановка машин. «Импульс остановки» отключает генератор, тормозит агрегат, останавливает его, переводит механизм в нерабочее положение.
- Ну, а если вдруг... авария? - с некоторой опаской произнёс Сергей Александрович. - Ведь там, на станции, так много механизмов!
- Где бы ни произошла авария, машины на станции автоматически остановятся. Впрочем, при автоматической работе станции, когда возможность ошибки устранена, всё оборудование работает гораздо надёжнее. А сокращение времени пуска позволяет увеличить количество вырабатываемой электроэнергии: ведь тогда меньше воды расходуется впустую. Это имеет особенно большое значение там, где станции приходится часто пускать и останавливать.
Сергей Александрович смотрел на панели, расцвеченные разнообразными сигналами, характеризовавшими работу далёкой станции. И ему все казалось, что диспетчер чего-то не заметит, пропустит какое-то важное указание приборов.
Болтин быстро устал.
- Знаете, - сказал он откровенно, - я словно полностью отдежурил на станции.
- Это у вас от непривычки находиться здесь и потому, что
вам, как старому работнику электростанции, всё хочется сделать своими руками, хотя машины находятся от нас на огромном расстоянии. Вообще же автоматические электростанции совершенно по-новому решают вопрос рабочего места. В одном человеке совмещаются и машинист и электрик. Работая на большом расстоянии от всех своих агрегатов, квалифицированный работник получает возможность совершенно спокойно из одного центра обслуживать сразу несколько объектов, до которых на автомашине надо ехать несколько часов.
- Хотелось бы мне ещё взглянуть, как всё это происходит на самой станции. - сказал Болтин своему спутнику.
- Пожалуйста, мы покажем вам одну из наших «станций на замке», если вас не утомит маленькое путешествие...
... На станции машины работали, наполняя зал монотонным гулом. Приборы на щитах, сверкая стеклом, показывали, как идёт весь сложный процесс получения электрического тока. Болтин осмотрел каждый агрегат, каждый аппарат и прибор. Он даже ощупал всё, до чего можно было добраться рукой. Нет, самый придирчивый механик не мог бы тут сделать выговор бессловесным механизмам, наблюдающим за работой «электростанции на замке».
- У нас здесь есть устройства, следящие за температурой подшипников и обмоток. Автоматы поддерживают строго постоянным электрическое напряжение при колебаниях нагрузки. Автоматически сохраняется неизменной и частота тока, подаваемого потребителям. Словом, нет ни одного процесса, который не был бы автоматизирован.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.