12 апреля 1961 года началась новая эра в истории цивилизации – эра пилотируемых космических полетов.
Ракетно-космическая наука и техника уверенно становятся в рабочий строй многих отраслей народного хозяйства. Огромное значение для прогресса науки и техники, для комплексного изучения Земли и околоземного пространства в интересах народного хозяйства имеет создание долговременных орбитальных пилотируемых станций со сменными экипажами. На борту этих летающих лабораторий отважные космонавты выполняют множество научных и технических экспериментов, вносят крупный вклад в изучение нашей планеты и Вселенной.
Девизом отечественной космонавтики на всем пути ее развития служит призыв: «Космос должен служить людям!» Во имя достижения этой благородной цели беззаветно трудятся ученые и инженеры, космонавты и рабочие космических верфей. Во имя достижения этой цели бесстрашно шел в неизвестное Юрий Гагарин. И чем плодотворнее будет становиться воздействие космонавтики на земную жизнь, тем ярче будет раскрываться величие первого шага советского человека к звездным далям.
Мстислав КЕЛДЫШ
Давайте вспомним, кто в свое время обязательно отправлялся вместе с научными экспедициями первопроходцев в далекие, неведомые края. Конечно же, в составе подобных экспедиций должен был находиться ученый, специалист, хорошо знающий науки о Земле. И основной его задачей было – составить карту тех мест, где побывали первопроходцы. Дать подробное описание земель. Кроме того, он обязательно должен был уметь разбираться в животном, растительном мире и по возможности давать описания всех повстречавшихся животных и растений. Ему нужно было хорошо знать и геологию, разбираться в минералах, других полезных ископаемых.
Нетрудно понять, что профессий у такого человека было немало – географ, картограф, зоолог, ботаник, геолог... И чем универсальнее был человек, чем объемнее, глубже были его знания, тем больший результат давала экспедиция в незнакомые места, тем быстрее начиналось их освоение. То же самое наблюдается сейчас и при космических полетах.
И, как в свое время в экспедициях земных первопроходцев, мы тоже пока не брали на борт космических кораблей и орбитальных станций узких специалистов, и потому задача специализированного обучения космонавтов сегодня одна из важнейших. Вполне понятно, что легкой ее не назовешь. Для того, чтобы космонавты смогли стать своего рода универсалами, знать они должны очень много. Им не обойтись без знания космической техники и условий ее работы. Они должны уметь находить единственно правильные выходы в неожиданных ситуациях, уметь управлять космической техникой, пилотировать корабль, уметь стыковаться со станцией и спускаться с орбиты в самых разных режимах...
Однако все это знания, необходимые для осуществления самого полета. Но, кроме того, космонавты должны быть широкими и по возможности глубокими специалистами по различным направлениям исследований, проводимых на борту станций.
Возьмем, например, землеведение. Именно эта задача – изучения нашей родной планеты из космоса – является важнейшей в наших космических программах, дает наибольший вклад в прикладное назначение космических полетов.
Но не следует забывать, что в изучении Земли из космического пространства очень много направлений. Думаю, если бы я решил перечислять все из них, то список получился бы слишком большим. Назову лишь некоторые из наук, которым космические полеты могут принести, а подчас уже приносят неоценимую помощь. Возьмите хотя бы геологию, картографию, геоморфологию, геоботанику, сельское и лесное хозяйство. Кроме них, еще и фундаментальные проблемы, связанные с изучением строения, изменения основных процессов Земли. Прибавьте к этому охрану окружающей среды, метеорологию, океанологию, изучение атмосферы и даже археологию.
Повторяю, я мог бы еще очень долго перечислять, но сейчас мне хочется остановиться на космической геологии. Науке, изучающей запасы природных ископаемых и их районирование.
На первый взгляд может показаться, что далекий космос вроде бы слишком мало может дать в изучении земных недр. Далековато от поверхности Земли мы летаем, чтобы что-то как следует разглядеть на ней. Однако это не совсем так. Достаточно вспомнить, что любые геологические исследования и экспедиции начинаются с составления карт, которые, кстати, меняются в зависимости от поставленных задач. И если учесть, что площадь поверхности Земли немаленькая, а территория нашей страны занимает одну шестую часть суши планеты, то нетрудно понять, что составление карт – дело весьма объемное. А для нашей страны эти задачи вообще являются весьма актуальными.
Изучение территории нашей страны связано сегодня с несколькими направлениями космических программ. Причем не на все вопросы обязательно должны давать ответы пилотируемые полеты. Очень большая доля работы ложится и на специализированные беспилотные аппараты. Причем очень важно, чтобы они не только регулярно фотографировали те или иные районы планеты, но и сразу же передавали эту информацию на Землю.
И все же, на мой взгляд, специалиста-космонавта никогда не сможет заменить даже самый совершенный автомат. Ведь человек может не только дать обобщенный анализ того, что видит его глаз, но и выбрать нужное направление исследований. А автомат вполне может пройти мимо уникальнейшего явления, просто не обратив на него внимания, так как не поймет его, потому что эта задача заранее не была вложена в его электронный мозг.
Автоматический аппарат исследует только в заранее выбранном направлении и заранее запрограммированное явление. В то же время мы сейчас во время околоземных космических полетов нередко видим на нашей планете немало как раз неожиданных явлений, предусмотреть которые, а тем более запрограммировать заранее просто невозможно. Чаще всего эти явления оказываются очень быстротекущими и уникальными в своем роде.
И, конечно, аппаратура, жестко связанная с осями корабля, не может тут же быть повернута в сторону подобного явления. Для того, чтобы зафиксировать и исследовать его, нужно разворачивать аппаратуру, то есть хотя бы за несколько минут прогнозировать его. А космический корабль летит на высоте 250 – 300 километров со скоростью около 500 километров в минуту. С его борта видно где-то тысячи на три километров. То есть на шесть минут полета. Но расстояние это – вплоть до самого горизонта, где как следует рассмотреть что-либо довольно сложно. Другое дело – брать расстояние около тысячи километров, где видимость куда лучше. Но это уже всего две минуты полета. Так что автоматические приборы и аппараты не успевают включиться, выйти на рабочий режим и попытаться сфотографировать или исследовать неожиданное явление. На такое просто не приходится рассчитывать. Здесь и человек не всегда успевает управиться.
Поэтому-то и проходим мы иногда мимо очень интересных, не исследованных пока явлений. И это при околоземных полетах. А что же тогда говорить о полетах дальних, к другим планетам? Ведь там-то таких непонятных, неожиданных, интересных явлений будет куда больше. И они наверняка будут содержать наиболее ценную информацию. Осмыслить же ее сможет только человек, прошедший специальную подготовку. И поэтому вслед за автоматическими станциями к Венере и Марсу, а потом и к другим планетам наверняка отправятся первооткрыватели-космонавты. И их никогда никакие, даже самые умные автоматы заменить не смогут.
Однако полеты пилотируемых космических кораблей к другим планетам – это, конечно же, будущее, причем, боюсь, не очень близкое. Мне же хочется поговорить о сегодняшнем дне, о том, что уже сейчас дают нашему народному хозяйству космические полеты на околоземной орбите.
Возьмем хотя бы космические фотографии. Аэрофотосъемка всегда играла очень важную роль во многих областях, и в частности в геологии. А теперь представьте себе эффективность съемки, выполненной в глобальном масштабе из космоса с борта искусственных спутников и орбитальных станций с помощью специальной аппаратуры.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.