Под ногами стремительный склон, перемежающийся крутизной обрывов и покатостью «ровных» участков. Редкие, изуродованные горными ветрами сосны. Розовато-сизые грани скал. И беспредельно чистые, ослепительные до фантастической голубизны ледники...
Где-то там, внизу, долина. Она в сизоватой дымке играющих в воздухе снежных кристаллов. Словно спичечные коробки, раскинулись домики. Ровные стрелы дорог. Белые конусы лавинных выволок. Стеклянный параллелепипед гостиницы.
А здесь, в преддверии вершины, — опаляющий каскад солнечных лучей и фантастическая тишина. Лишь двуглавая громада Эльбруса царит над бело-голубым хаосом необозримого пространства. Над головою ледник Донгуз-Оруна. Вот оно, Приэльбрусье, Чегет, горы...
Легкий нажим на лыжи. Чуть заметный наклон вперед. И вот уже упругий воздух ударяет в грудь. Свистящий каскад снега. Новый вход в поворот. Серебристая пыль, свист воздуха в ушах. Снова поворот. Полет, как падение во сне...
Где-то над головою проносятся стальные нити кресельной дороги. В цветастых сиденьях — ярко одетые лыжники с болтающимися в воздухе синими, красными, черными, голубыми лыжами. Счастливые, они вновь подымаются вверх, за облака.
Секунды, минуты, пьянящие и головокружительные, — и вы оказываетесь внизу, возле станции канатного подъемника, чтобы вновь и вновь повторить одно из самых острых, ощущений, которое может получить человек, лишенный страха, полный мужества и сил.
Так вот ты какой, Чегет, лучшая горнолыжная станция страны, разместившаяся у подножия Эльбруса возле поселка, означенного на карте Кабардино-Балкарии под названием Терскол!
Многое вы потеряли, не побывав здесь. Самое главное — вы не приобрели зимнего загара, что похлестче бронзы Черноморского побережья, лишились очередного заряда бодрости и молодости, которого хватит на целый год.
В Австрии свыше шестидесяти процентов жителей отдыхают зимой. Это и полезней и интересней. В швейцарские и французские Альпы в зимние месяцы съезжается пол-Европы. А природа нашего Кавказа несравнимо прекраснее Альп. Жалко лишь, что слабо еще оборудованы наши горы для туристов и горнолыжников.
Терскол, пожалуй, — исключение. Здесь работает отличный кресельный подъемник, подымающий за день до трёх тысяч человек. В прошлом году вступила в строй гостиница-турбаза «Иткол» — лучшая в Советском Союзе. Рядом с ней прекрасный искусственный каток. И все это на высоте свыше двух тысяч метров.
— Вот оно, лучшее место для подготовки к будущей Олимпиаде, — говорят спортсмены. — Ведь она будет проходить в Мексике, приблизительно на той же высоте...
В трех километрах от «Иткола» на потрясающей по своей красоте поляне Азау строится еще одна гостиница. Строится недопустимо долго.
В верхней части подъемника на склоне горы Чегет — очаровательное кафе, которое так и хочется назвать «Над облаками». Именно отсюда потянется вторая очередь канатной дороги на вершину горы Чегет. Но и здесь дело идет чрезвычайно медленно. Второй год лежат поднятые сюда, но так и не возведенные опоры.
Я видел много горнолыжных и туристических станций в Польше, Франции, Чехословакии, Австрии, ГДР, и Швейцарии. Но, поверьте, ни одна из этих баз по своему расположению, по красоте гор не может сравниться с Приэльбрусьем — уникальным созданием природы.
Но мы отстаем в оборудовании этих мест, в том закономерном процессе создания «второй природы», который абсолютно необходим, чтобы дать людям возможность войти в этот сказочный мир.
Вот уже несколько лет строится маятниковая канатная дорога на величайшую вершину Европы — на Эльбрус.
— Строительство связано с большими трудностями, — рассказывает заслуженный мастер спорта, заместитель начальника стройки Алексей Малеинов. — Дело не только в закономерных трудностях стройки на большой высоте при полном отсутствии дорог. Нет ответственной строительной организации, заинтересованной в скорейшем завершении работ. Видите, всего две мачты построено за несколько лет, но ведь это — только начало...
Существует проект строительства в Терсколе крытого плавательного бассейна — отличная идея. Но дальше идеи дело пока что не идет. Еще более интересный проект предусматривает строительство автомобильного тоннеля под хребтом Донгуз-Орун. Длиною 4,5 километра, этот тоннель свяжет Приэльбрусье с побережьем Черного моря и сделает доступными красоты гор для курортников. Подумать только, за несколько часов с заснеженных вершин Эльбруса и Чегета можно будет попасть прямо в субтропики! Отличные дороги уже соединяют Терскол с Нальчиком, Минеральными Водами. Выход к морю — дело ближайшего будущего. Он реален, но осуществление этого проекта должно получить поддержку и финансирование.
Я побывал в Приэльбрусье летом прошлого года. На всю жизнь запомнились горные потоки кристальной чистоты — дыхание ледников. Остались в памяти и альпийские луга — бескрайнее море цветов, выше человеческого роста. Хотите букет в двадцать килограммов? Пожалуйста, сейчас принесу.
Не могу я позабыть и летние лыжные спуски с заснеженных склонов Эльбруса. Фантастично сочетание вечных снегов с летним, обжигающим солнцем, с цветами и травами альпийских лугов, с голубизною горных озер и необычайных нагромождений скал «Долины Химер».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.