Американцы и англичане часто пишут о «чистой науке», о том, что наука не должна зависеть ни от каких «посторонних» влияний. Судя по этим высказываниям в печати и по радио, идеалом современного учёного в Америке и Англии является человек, во имя «чистой науки» согласный на всё смотреть сквозь особый фильтр, устраняющий какие-либо человеческие чувства. Хорошей иллюстрацией к этому может служить спор между двумя учёными, профессорами Гарбером и Гебелем, о том, почему эскимосы убивают своих детей. Оба учёные хорошо знают суровые края, находящиеся во власти США, которые сейчас привлекли такое внимание различных американских «исследователей». Гарбер много раз бывал я на острове Св. Лаврентия и во многих других местах, где живут, или, вернее, доживают, эскимосы. С чисто «научной бесстрастностью» Гарбер описывает, как он сам однажды нашёл ребенка, брошенного родителями, чтобы он замёрз в безграничной ледяной пустыне Арктики. Способы, которыми эскимосы сокращают число членов своей семьи, учёный называет по-латыни: «модус операнди». Он сам изучил несколько этих ужасных «модусов операнди». Бесстрастно перечислив, как эскимосы убивают детей, Гарбер переходит к вопросу, почему они это делают. Учёный, прежде всего, установил, что родители губят главным образом дочерей. В суровых условиях Севера нищие, голодные эскимосы стремятся освободиться от лишних ртов, я девочки не могут ни охотиться, ни добывать рыбу, как пишет Гарбер. И в то же время американские журналы показывают снимки эскимосов под шапкой: «Не жалейте «бедных эскимосов!» На снимке эскимосы, сидящие за бутылками виски вокруг патефона, исполняющего модный фокстрот. В данном случае больше доверия заслуживает Гарбер, чем ловкий фоторепортер - инсценировщик.
«К несчастью, примитивные эскимосы, по-видимому, не понимают необходимости достаточного количества девушек, чтобы обеспечить существование расы», - говорит Гарбер, которого главным образом интересовал сохранившийся у эскимосов и почти исчезнувший на земном шаре обычай многомужества, полиандрии, а не сам ужасный факт детоубийства.
Статья Гарбера заканчивается словами: «...не будем строго судить эскимосов за их странный и как будто жестокий обычай. Суровые окружающие условия принуждают их к этому».
Трудно что-нибудь прибавить к такому перлу «чистой научной мысли». В убийствах девочек несчастные эскимосы гораздо менее виноваты, чем люди, владеющие их территорией, загнавшие их в самые гиблые места и хладнокровно смотрящие на мучительное вымирание маленького народа. Ни слова осуждения истинным виновникам эскимосской трагедии не находит жрец «чистой науки».
Гарбер не одинок.
Через несколько месяцев на статью этого «профессора» последовал ответ в том же журнале «The Scientific Monthly» Е. Адамсона Гебеля. Его не поражает и не удивляет факт, что сейчас на территории, находящейся под «просвещённым покровительством» США, коренное население убивает девочек. Он только утверждает, что причиной «острой нехватки молодых женщин» является не детоубийство: более сильные и более ловкие эскимосы захватывают по нескольку жён. Поэтому для остальных мужчин жён не хватает. Вот и вся дискуссия на тему о детоубийстве на Крайнем Севере, который так тщательно американцы «изучают» последнее время.
Никто из ведших эту странную дискуссию, никто из печатавших в «научном» журнале мрачные статьи о детоубийстве даже не задумался о том, что ничтожной доли средств, расходуемых на вооружение, щедро «дарящееся» американцами далёким от них странам, было бы вполне достаточно, чтобы каждому эскимосу построить отличное жилище и снабдить его всем необходимым для жизни. И тогда не пришлось бы вести «научный спор» о том, почему и как бедные жители Крайнего Севера уничтожают своё потомство.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.