Мне хочется рассказать не о рекордсмене или чемпионе, не о мастере спорта, а о рядовом физкультурнике, сумевшем мужественно преодолеть постигшее его несчастье... Коля Смирнов мечтал стать футболистом. Так бы, вероятно, и случилось, потому что он был настойчив и напорист. Но... В 1944 году в результате несчастного случая Коля лишился обеих ног по колена. Ему исполнилось тогда десять лет... О спорте лучше было и не думать. Врачи не обнадеживали Колю. После ампутации началась долгая процедура подготовки ног к ношению протезов. Сперва мальчуган ходил на временных, деревянных протезах, через месяц встал на настоящие. Сразу начал ходить без палки. Выйдя из больницы, продолжал заниматься лечебной гимнастикой для улучшения подвижности ног. Много гулял, укрепляя и приучая ноги к протезам. По утрам делал зарядку. Постепенно научился ходить так, что протезов и хромоты не было заметно.... Какую дорогу в жизни избрать? Кем быть? Коля поступил учиться в профессионально-техническую школу обувщиков. Окончил ее в 1951 году со специальностью сапожника и был направлен на работу в промысловую артель по ремонту обуви. Еще учась в профтехшколе, вступил в члены общества «Спартак». Начал играть в шахматы и шашки. Однако это не удовлетворяло. Организм требовал движения. Коля был упорен в достижении цели. Летом 1951 года он впервые сел на велосипед. Вначале трудно было держать ноги на педалях. Приходилось их привязывать: сначала - обе, затем - одну. Лотом привык, отказался от веревок, оставляя обе ноги свободными. В конце концов ездить научился. Однако и велосипед не принес удовлетворения. Попытался кататься на коньках - не то. Зимой начал пробовать ходить на лыжах, но и тут, казалось, перспектив не было... В 1952 году Николай пришел в горнолыжную секцию общества «Спартак». И начались его «хождения по мукам». Основные препятствия к занятиям возникли со стороны врачей, которые категорически запретили юноше заниматься слаломом. После настойчивых просьб Смирнова направили на комиссию в городской врачебно-физкультурный диспансер. Но и там к желанию юноши отнеслись формально, ничем не помогли. Тогда Николай обратился в Научно-исследовательский институт физкультуры. Там составили заключение о возможности занятий слаломом... лишь при условии разрешения врачей. Словом, заколдованный круг замкнулся. Не желая брать на себя ответственность, врачи закрыли Смирнову путь к горнолыжному спорту. Но Николай не сдавался. Препятствия лишь подхлестывали его. Он стал заниматься слаломом самостоятельно. Большую помощь ему оказал тогда молодой тренер «Спартака», горнолыжник и альпинист Олег Павлович Тихонов. Интересна история их знакомства. Николай пришел на занятие секции и, дождавшись окончания, подошел к тренеру.
- Я член общества «Спартак», работаю в артели и хочу заниматься слаломом.
- Пожалуйста. В следующий раз захватите какой-нибудь тренировочный костюм и обувь, - ответил Тихонов.
- Но у меня нет ног... Тихонов не знал, что ответить. Однако уже после получасового разговора с Николаем, который, проводив Тихонова до трамвая и, пропустив вперед, легко вскочил на подножку, Олег Павлович изменил свое первое впечатление о Смирнове. Начались регулярные тренировки. После занятий с группой Тихонов отдельно тренировал Николая. Он по-настоящему заинтересовался Смирновым. Тихонова покорили воля Николая, его мужество и настойчивость. Все привычные понятия о технике слалома, формах и методах тренировки приходилось менять. Подбирали специальные лыжи, палки, ботинки, реконструировали крепления, усилили протезы. Попутно Тихонов обращался в различные медицинские учреждения, убеждал врачей допустить Смирнова к соревнованиям.... Николай впервые неофициально выступил в соревнованиях в конце зимы 1952 года и показал тогда время третьего разряда. Как невысок этот результат, если он показан здоровым мужчиной! И каким блестящим его можно считать, если учесть, что достигнут он человеком, у которого на обеих ногах вместо ступней и голеней - протезы! Для людей, знающих, что такое слалом, ясен огромный труд, проделанный Смирновым... Трассы тренировочных дистанций постепенно усложнялись, переходя от пологих горок с плавными поворотами к более крутым склонам с резкими виражами. Все более совершенствовались техника и тактика, уменьшалось время прохождения дистанций. Вырабатывался свой стиль, свой «почерк». Росло спортивное мастерство Николая. Первым врачом, подписавщим заявку на участие Смирнова в соревнованиях, была Любовь Ивановна Бродинова (Подосенова), работавшая тогда в «Спартаке». Первыми состязаниями, в которых Николай участвовал официально, были старты на первенство ленинградского «Спартака». В них Николай подтвердил третий разряд. Три года подряд участвовал он в этих соревнованиях и стал второразрядником. А в 1956 году Николай впервые выступил на всесоюзных соревнованиях «Спартака» в Алма-Ате. Соперничая с сильнейшими горнолыжниками общества (в числе которых было пять мастеров и много перворазрядников), Николай занял в слаломе-гиганте 25-е место из 37. Спустя три года Смирнов снова испытал свои силы во всесоюзном первенстве «Спартака», выступив уже в простом слаломе, и опять показал время второго разряда. Добавим еще, что летом Николай занимается греблей, плаванием, специальной гимнастикой, немного велосипедом. Он считает, что не достиг предела своих возможностей (ведь ему всего 27 лет) и твердо надеется в ближайшие годы с помощью своего тренера показать результат первого разряда. Так, наверное, и будет. А сейчас главное даже не спорт. Надо учиться, много учиться. Николай Смирнов решил получить аттестат об окончании средней школы. А там, возможно, и большее!..
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.