В БЛИЖАЙШИЕ месяцы на экраны поступит новая фильма «Человек с кино - аппаратом». Она уже прошла на общественных просмотрах, и это позволяет нам предупредить появление картины предварительным отзывом. Ряд особенностей, выделяющих фильму «Человек с кино - аппаратом» среди других картин, пожалуй, даже требует такого предупреждения зрителя.
«Человек, с кино - аппаратом» не является картиной молодежной по теме; но ее установка на зрителя, не отравленного какими - нибудь эстетическими ша - блоками, и то внутреннее эмоциональное ощущение молодости, которое вызывает у зрителя ее демонстрирование, позволят нам поставить вопрос о ней именно перед молодежью, и в будущем будет интересно услышать мнение рабочих молодых зрителей о ней.
Нас - молодежь - часто упрекают в пристрастии к Гарри Пилю, к нехудожественной кино - авантюрной халтуре. Может быть это и имеет основание, но это не лишает нас права всерьез поставить вопрос о кино - вкусах, по крайней мере, о положительных вкусах передового, сознательного зрителя из рядов молодежи. И на примере «Человек с киноаппаратом» - фильмы дискуссионной по ее смелости и принципиальной противоположности обычным «игровым» картинам - этот вопрос о вкусе можно наиболее ярко продискуссировать.
Что же такое «Человек с кино - аппаратом»?
Несколько параллелей и сравнений.
Недавно по экранам прошла, а в ряде районов, вероятно, идет и сейчас, картина «Стеклянный глаз»; эта была фильма, раскрывающая зрителю возможности кино, возможности поймать через «стеклянный глаз» объектива самые разнообразные и казалось бы трудно - уловимые моменты жизни: от обезьяны - самки, кормящей детеныша в тропических зарослях, до показа живого человеческого сердца. Такой отход от выдумки и искусственности к действительности, к конкретному бытию сближает картину «Стеклянный глаз» с фильмом «Человек с кино - аппаратом». Но, поскольку режиссеры «Стеклянного глаза» ограничились только механической склейкой ярких кусков, не имеющих между собой внутреннего единства, постольку велико расстояние между этими двумя фильмами и значение их не одинаково.
Наш кино - фронт далеко не един. Наряду с такими картинами, как «Броненосец Потемкин» (Эйзенштейн) и «Потомок Чингисхана» (Пудовкин), в которых глубина и социальная острога замысла сочеталась с яркой реальностью и безукоризненным техническим выполнением; наряду с отдельными игровыми фильмами, свежо подающими современный советский быт (назовем хотя бы «Два друга, модель и подруга»), мы имеем бесконечное множество так называемых «драм», они давят на зрителя отжившим строем чувств и тою красивостью обстановки, в которой более всего другого сказывается чуждая нам и художественно - реакционная попытка оживить буржуазную эстетику (напр. «изделие» Эггерта - «Хромой барин»).
Дзига Вертов - постановщик «Человека с кино - аппаратом» возглавляет группу кинематографистов, ставящих основной задачей киноработу над подлинной жизнью. Вертов порывает с литературщиной, с вымыслом в игровом фильме, однако это не означает, чтобы он отошел к хронике. Он не отказывается от художественного образа. Ломая традиции игровой фильмы, он, может быть неожиданно для себя, создает новую форму игровой фильмы.
«Человек с кино - аппаратом» - картина без единой надписи и без какого - либо литературного сценария. В ней режиссер и оператор осуществляют их собственный замысел, их встречу с жизнью, а не иллюстрируют кадрами какой - либо рассказ.
Перед зрителем проходит особый монтаж кадров, который вызывает ошеломляющее в первую минуту впечатление. Зритель как бы впервые слышит язык кино в его чистом виде и поражается его внятностью и изобразительною мощью.
Заостренная кинематографичность «Человека с кино - аппаратом» передает зрителю совершенно особенное содержание, которое не поддается пересказу.
Дефектом фильмы является недостаточная социальная заостренность, отвлеченность показа жизненных процессов без достаточного упора на советский быт.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.