На днях здесь происходила любопытная беседа: Алексей Капранов доказывал, что лучше дизельного трактора нет ничего на свете. Во-первых, это очень мощный трактор («Знаешь ли, сколько оборотов даёт мотор в минуту?»), а во-вторых, трактор работает на самом дешёвом топливе - на «солярке». А его оппонент Владимир Чекмарёв, со своей стороны, говорил, что все тракторы всех марок, будь они «трижды дизельные», могут «спрятаться» перед электротрактором...
Понимает, конечно, и Алексей, что электрическая энергия - великая сила. Величайшая сила электричества преобразила уже всю нашу страну - экономику её и культуру, а всё же дизельный трактор - это замечательная машина. Алексей только недавно освоил её, и она дороже всего его сердцу...
Дискуссия грозила затянуться надолго: ведь никто из спорщиков никогда не видел ни электротрактора, ни электропахоты. Какими же техническими и экономическими доводами могли они оперировать для доказательства своей правоты? Так можно было спорить весь вечер и ни до чего не договориться. Оба в принципе за электричество, а цифр, расчётов нет ни у кого. Кроме того, оба были очень молоды, старшему и то едва можно было дать девятнадцать лет. На чём же договорятся горячие головы? Всё же Алексей чувствовал себя сильнее Владимира. Как-никак, а он был трактористом. Пусть он работает на тракторе только второй год, но машину он знает. А Владимир что понимал в тракторах? Он плотник, он делает сани, телеги, деревянные колёса к телегам. Смешно сказать, но Владимир, как выяснилось только что, не знал даже, что дизельный трактор работает на солярке...
И вдруг дискуссия обрела неожиданный оборот. Владимир явно перешёл в наступление.
- А кто тебе доставляет солярку?
Если Владимир незнаком с устройством дизельного трактора и не может сказать, сколько оборотов делает мотор в секунду, то зато он знает другое: для горючего нужны бочки, эти бочки кто-то должен изготовлять, эти бочки надо регулярно доставлять в поле к трактору Алексея, а в колхозе нужно построить специальную нефтебазу и строго охранять её, а в районном центре выстроено уже целое нефтехранилище, а из областного города ежедневно идут по всем направлениям десятки цистерн, а в областной центр эти самые цистерны тоже не с неба слетали - целые поезда идут из Баку или с Урала...
- Ты должен государственно рассуждать, - доказывал Владимир, - а ты видишь одну только свою бочку с соляркой, которую тебе Зина подвезла к самому носу... На тебя работает вся страна, понимаешь ты это или нет! А я включил рубильник - и моя мастерская сразу заиграла. Фуганок у меня электрический, пила электрическая, токарный и сверлильный станки тоже электрические. А ток я получаю по проводам, и бежит этот ток ко мне хоть за сто километров за какую-нибудь тысячную долю секунды. Это, брат, такие «обороты», что твоему дизелю они и не снились никогда.
Да, это был веский довод в пользу электропахоты. Ведь она построена на том же принципе: через поля проходит линия электропередачи, электротрактору надо только присоединиться к линии своим кабелем, и паши во все стороны...
Что говорить: вся аудитория сразу же и примкнула к колёсному мастеру, а подвозчица горючего Зина Ведёшкина, та просто сияла.
Но торжество Владимира на том не кончилось: у него в запасе был ещё довод, может быть, самый сильный.
Владимир стал говорить о красоте «электрического труда», о чистоте и лёгкости этого труда. Разве неправда, что когда у Алексея не заладится с трактором и приходится с ним повозиться, тракториста можно узнать только по чубу: глаз не видно.
- А шум какой идёт от тебя по всему полю! Порой ты сам своего голоса не слышишь. А на моём тракторе Зина радиоприёмник поставит, как на «ЗИС-110», да наденет розовое платье, да вплетёт в косы голубую ленту, - не Зина, а Василиса Прекрасная!
Тут уже вся комната залилась смехом. А Зина вовсе зарделась.
* * *
Не случайно возник «электрический» спор между двумя комсомольцами: электропахота, - пожалуй, единственное, что ещё не применяется в этом колхозе, а так здесь всё электрифицировано. Если бы не огромная привязанность молодого тракториста Алексея к недавно освоенному им дизельному трактору, разве он возражал бы хоть единым словом Владимиру? Разве он сам не видит, какие великие перемены произошли на его глазах в родной деревне? Нет, Алексей не консерватор, и за старое он вовсе не намерен цепляться. Да и может ли вообще любой человек нашей страны, тем более молодой человек, не понимать преимуществ электричества, тем более, если ты живёшь в деревне Хотуш?
Да, мы находимся с вами, дорогой читатель, в очень интересной деревне. Это Тульская область, Лаптевский район, колхоз «Маяк». Огни «Маяка» уже много лет поют песню славы советскому государству, колхозному строю, великой партии Ленина - Сталина. И не только огни «Маяка» - огни деревни Хотуш поют эту песню славы: лаптевское отделение сельэлектро командует 186 километрами высоковольтной линии передачи, 189 километрами низковольтной линии и 92 понизительными подстанциями. Лаптевские колхозы подключены к гигантскому электрическому кольцу Москва - Кашира, как почти вся область.
Пройдитесь и вы по деревне Хотуш, нет, вы не сможете назвать ни одной отрасли колхозного производства, где на помощь человеку не пришла бы машина и где сама машина не была бы электрифицирована.
О мастерской, где работает Владимир Чекмарёв, мы уже знаем. Это даже не мастерская, а целый комбинат: столярная, плотницкая, колёсная, кузнечная. В этом году электрическая пила напилила 14 тысяч погонных метров леса - 15 тысяч рублей экономии в кассу колхоза. А экономия в темпах? А экономия в затрате человеческого труда?
Советские люди устремлены вперёд, о них, верно, говорят, что они никогда не удовлетворяются достигнутым, поэтому они так быстро свыкаются с тем, что уже добыто. Но как не вспомнить старую деревенскую кузню с её вечным удушающим чадом, когда входишь в эту кузницу: электровентилятор удалил, выгнал весь чад! А что это такое на языке медицины? Это - настоящее благо, это - здоровье.
И таких вот электрических мастерских и других больших электрических установок в колхозе четырнадцать. Мельница, работающая электричеством, маслобойка, шерстобитка, крупорушка, водокачка, снабжающая водой все животноводческие фермы, дождевальная установка, обеспечивающая искусственным дождём 27 гектаров огорода и тоже работающая электричеством, электродоильные агрегаты, электрическая корнеклубнемойка, сортировочный агрегат, который в разгар хлебозаготовок очищает за одни сутки 80 тонн зерна...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.