Каждый день, прежде чем составить меню, коки обходили отсеки и опрашивали всех, кто и что хотел бы поесть. А выбор был большой — солянка и харчо, молочный и грибной супы, лангеты и рыбные блюда, шашлыки и пельмени, пончики, пирожки, оладьи. Особой любовью пользовалась жареная картошка с квашеной капустой и солеными огурцами.
Предвижу вопрос скептиков:
— Все это хорошо. А как радиация?
Задал и я такой вопрос и, кажется, доставил несколько веселых минут подводникам. «Никак, просто никак!» Даже в реакторном отсеке уровень радиации оказался меньше, чем у часов со светящимся циферблатом.
Кондиционеры, пресная вода, пироги... Рассказывал мне обо всем этом один из мичманов, двадцать с лишним лет отплававший на подводных лодках, а потом вдруг насторожился:
— Только вы не подумайте, что служба на атомоходах такая уж легкая. Условия жизни у нас, конечно, лучше, чем на дизельных лодках. Но есть и свои трудности. Намного увеличились длительность плавания, время непрерывного пребывания под водой, возросли требования к знаниям подводников, к их выучке, волевым качествам.
Поход был чрезвычайно напряженным. В море интенсивно проводилась боевая учеба: тревоги, занятия, тренировки, учения по борьбе за «живучесть». Как раз вот эта-то напряженность боевой подготовки и помогла побороть усталость и некоторую апатию, которые нет-нет да и давали о себе знать в конце похода. Кроме того, отряд проходил по водам, в которых постоянно рыскают заокеанские подводные лодки; контакт с ними не входил в планы командования. И такие встречи были, но благодаря высокой бдительности гидроакустиков и мастерству командиров отряд своевременно обнаруживал чужие лодки, уклонялся в сторону.
Ответственное и суровое испытание ждало моряков в проливе Дрейка. Неспроста пользуется он дурной славой у моряков: ураганные ветры, бурные штормы и многочисленные айсберги... Мыс Горна не однажды был свидетелем трагедий, разыгравшихся в проливе.
Для атомоходов, форсировавших пролив в подводном положении, не были страшны ни ураганы, ни штормы. А вот айсберги... Даже в наш век радиоэлектроники они очень опасны, и тем более для подводной лодки. Можно себе представить, что будет с ней, если лодка на большой скорости, да к тому же еще в подводном положении столкнется с айсбергом! Поэтому перед входом в пролив Дрейка были приняты все меры предосторожности, а гидроакустики обратились ко всему личному составу с призывом максимально усилить бдительность. В первую очередь это относилось к рулевым, электрикам и турбинистам, то есть к тем, от кого зависят быстрота и четкость выполнения маневра среди айсбергов. Один из акустиков признался мне. — Что и говорить, было немного жутковато. Кому охота стать закуской для рыб! А прошли через пролив — стало обидно. Сами посудите — быть среди айсбергов и не увидеть их хоть одним глазом.
Были, рассказывают моряки, и интересные встречи «в мире безмолвия», начиненном странными шумами, «разговорами» рыб. Косяк рыб звучит громче, чем океанский лайнер, дельфины свистят, чмокают, хрюкают. Моряки рассказывали, что несколько раз лодки окружали стаи дельфинов и даже было слышно, как они боками терлись о корпуса атомоходов.
Не забыли моряки старую веселую морскую традицию — встречаться на экваторе с владыкой морей Нептуном. Для подготовки к празднику на лодках были созданы «инициативные» и «ударные» группы. Работа их проходила в условиях полной секретности.
И вот наконец нулевая широта. Под звуки марша появляются Нептуны, на каждой лодке свой, но обязательно с огромной бородой, с трезубцем и в тельняшке. В их свите самыми примечательными были русалки: одна с блестящим рыбьим хвостом, другая без хвоста, но с ластами и в модном дамском костюме и т. д. Их появление в отсеках неизменно вызывало взрыв хохота и аплодисменты.
Первым подвергался допросу командир.
— Что за люди, чьей державы, куда и зачем путь держите?
Поначалу «Владыки» держались сурово и грозно; знали, что для них и веселой свиты припасено в холодильнике шампанское. Потом начинался обряд «крещения». Новичков, впервые пересекавших экватор, «купали» из ранцевых дегазаторов или из пульверизаторов, заносили в «книгу входящих», и Нептун вручал им разрешительные грамоты на дальнейшее плавание.
Однако и Нептуна ждали сюрпризы. В одном из отсеков его встретили лихой пиратской песней. Оказывается, здесь работала своя «инициативная» группа. Отсек оказался «захваченным пиратами». Нептун и его свита с трудом управились с усатыми одноглазыми потомками разбойничьего племени.
Встретились моряки с Нептуном и на обратном пути, перед возвращением домой. Теперь старик вручал всем почетные дипломы, оканчивающиеся такими словами: «Кто бы ты ни был — мужчина, а равно и женщина, окажи почет покорителю морских пучин. Он заслужил это».
Да, они заслужили это.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
9 ноября 1929 года родилась Александра Николаевна Пахмутова