Архитекторы Волго-Донского водного пути

Р Якубов| опубликовано в номере №596, март 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Очень почётная я ответственнейшая работа поручена молодому коллективу архитекторов Гидропроекта - проектирование первенца великих строек коммунизма - Волго-Донского водного пути.

Руководящее начало в этом проекте принадлежит одиннадцати архитекторам. Пять из них: М. Пеньков, С. Демидов, В. Мусатов, Г. Васильев и Г. Борис - молодые талантливые мастера своего дела, окончившие институт всего два - три года назад. Большую помощь в работе авторской группе оказали молодые архитекторы Александр Вельский, Евгений Першанин, Леонид Дятлов, Лев Ляхов, Игорь Стоянов, Антонина Савич, Ксения Лундышева, Людмила и Евгений Иващенко, Александр Днепровский, Валентина Смирнова, Гай Константинов, Владилен Марценюк, Наталия Сумеркина, Валентина Колдышева, Ирина Ярославская и многие другие. Уверенно спорится работа большого коллектива, которым руководит один из талантливейших мастеров советской архитектуры, действительный член Академии архитектуры, дважды лауреат Сталинской премии Л. М. Поляков. Он заботливо растит молодые кадры, своим примером учит их высокому мастерству.

- Наша задача, - говорит он, - создать такую архитектуру, которая стала бы символом сталинской эпохи.

Советская архитектура по своему идейному и социальному значению - принципиально новый, более высокий этап развития мирового зодчества. И если сейчас в капиталистических странах наблюдается упадок архитектуры, то в Советской стране она твёрдо встала на путь социалистического реализма, на путь расцвета.

Первенец великих строек коммунизма - Волго-Донской водный путь, включающий в себя судоходный канал и Цимлянский гидроузел, - скоро вступит в строй. Сооружения канала будут пропускать пароходы, а Цимлянская ГЭС - вырабатывать электроэнергию.

Закончена гидротехническая часть сооружений. Перекрыто старое русло Дона, его воды уже заполняют канал.

Полностью закончено архитектурное проектирование.

Сейчас многие архитекторы находятся на стройке; они ведут авторский надзор, помогают строителям осуществить архитектурный замысел.

В чём же заключается этот грандиозный замысел? Что положено в основу идеи, определившей архитектуру сооружений Волго-Донского водного пути?

Идея, определившая архитектуру сооружений, - это сталинский план преобразования природы, а также историческое значение расположения канала в районе великих царицынско-сталинградских битв за советскую Родину.

Эта идея воплотилась в монументальной архитектуре шлюзов, насосных станций, гидростанций, плотин, дамб, зданий, оросительных систем, мостов и пристаней.

Архитектурный замысел Волго-Дона начинается у входа в судоходный канал со стороны Волги. Это как бы заглавный лист всего сооружения.

«Великий Сталин - вдохновитель и руководитель героической борьбы за мир. за свободу советского народа, за торжество коммунизма», - так определил наш коллектив идейно-художественное содержание головного гидроузла Волго-Дона.

Здесь, на берегу Волги, будет воздвигнут величественный монумент товарища И. В. Сталина.

Монумент, расположенный в южном районе Сталинграда, бу-щет возвышаться на 60 метров над водой. Это высота 17-этажного дома. Скульптура товарища Сталина высотой в 25 метров, над которой работает лауреат Сталинской премии Е. В. Вучетич, будет выполнена из чеканной меди.

Строгость и величественность монумента будут подчёркивать ровные ряды тополей на набережной Волги. Откосы набережной выкладываются бетонными плитами.

Надземное сооружение шлюза № 1 вход в канал - представляет собой грандиозную 40-метровую триумфальную арку, посвященную трудовым и военным подвигам советского народа. В середине арки, на фронтоне, надпись из позолоченных букв:

«Слава великому Сталину».

Двигаясь по каналу, мы встретим на пути 13 шлюзов. Девять из них на Волжском склоне и 4 - на Донском. Между шлюзами № 9 и № 10 находится водораздел, разделяющий эти склоны. Водораздел возвышается над уровнем Волги на 88 метров и над уровнем Дона - на 44 метра.

Все надземные здания промежуточных шлюзов разнообразны по архитектурному облику. Вы не найдёте здесь повторений, хотя все сооружения имеют очень близкое между собой родство.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте об авторе бессмертной сказки «Аленький цветочек»  Сергее Тимофеевиче Аксакове, об истории возникновения железнодорожного транспорта в России, о Розалии Марковне Плехановой – жене и верном друге философа, теоретика марксизма, одного из лидеров меньшевистской фракции РСДРП, беседу с дочерью Анн Голон Надин Голубинофф, которая рассказала много интересного о своих родителях и истории создания «Анжелики», новый детектив Георгия Ланского «Мнемозина» и многое другое.



Виджет Архива Смены