Анатолий Писаренко

Леонид Петров| опубликовано в номере №1362, февраль 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Дорогие читатели! Напоминаем, что материалы этой рубрики мы готовим по вашим просьбам. О чемпионе мира по тяжелой атлетике А. Писаренко просили рассказать школьник А. Шустов (Москва), С. Здобняков (Свердловская обл.), А. Левчук (Приморский край), В. Токиой (Измаил), каменщик П. Александров (Тюмень), инженер Ю. Васильев (Чебоксары), учащиеся ПТУ (Калининград), студент Ю. Власов (Ленинград).

Его бурный рывок в лидеры супертяжеловесов оказался неожиданным даже для знатоков штанги. Когда после многолетнего царствования в высшей весовой категории Василий Алексеев оставил помост, его законным наследником на престоле был признан Султан Рахманов. Он успел одержать ряд блестящих побед, стать олимпийским чемпионом в Москве, обладал завидном силой и столь убедительными габаритами, что, казалось, не оставлял никаких надежд своим менее именитым соперникам. И вот как гром среди ясного неба: первого сентября 1981 года на традиционных всесоюзных соревнованиях в Подольске киевлянин Анатолий Писаренко устанавливает два новых мировых рекорда – в рывке и сумме двоеборья. Восемнадцать дней спустя Писаренко доказал, что его успех не был случайным: на первенстве мира завоевал звание чемпиона.

Его путь к вершине спортивной иерархии был логичен и последователен. Результаты росли достаточно быстро, но не были даром судьбы, а зарабатывались тяжелым трудом, методичными тренировками и жестким режимом. Так что в этом плане достижения Писаренко явились закономерными. Неожиданными их делал существенный «изъян» нового супертяжеловеса, он весил непривычно мало для этой категории – всего 123 килограмма.

Результат в супертяжелой категории в значительной мере зависит от собственного веса атлета, поэтому многие искали облегченный путь к победе, искусственно «наедая» лишний вес. Спорт терял эстетическое начало. Писаренко же доказал, что высших достижений можно добиться другим способом: усиленными тренировками и отточенной техникой. Сломав устоявшийся стереотип, он как бы снял психологический пресс с молодых, талантливых, но относительно легких тяжеловесов, заставил их поверить в свои силы, последовать его примеру.

И они последовали. На Спартакиаде народов СССР из одиннадцати атлетов ведущей группы во втором тяжелом весе шестеро были легче ста тридцати килограммов. Белорусский штангист Александр Курлович повторил рекордную сумму 460 килограммов, которую только что набрал Писаренко. Звание чемпиона и рекордсмена мира было отдано Курловичу: его собственный вес был на три килограмма меньше. Так было в Москве в июле 1983 года. А уже в октябре на том же помосте во Дворце тяжелой атлетики в Измайлове Писаренко в третий раз выиграл звание чемпиона мира, оставив Курловичу «серебро».

Писаренко всего двадцать пять лет – возраст, когда супертяжеловесы только начинают восхождение к своим высшим результатам.

В его спортивном дневнике на годы вперед подробнейшим образом расписаны план предстоящих тренировок, «количество» металла, которое нужно поднять за это время, и результаты, которых надо достигнуть на соревнованиях.

– Хватит ли сил выполнить намеченное? – спрашиваю я.

– Возможности спортсмена определяет цель, которую он ставит перед собой, – говорит Анатолий.

Если выделять главную черту его личности, то на первое место надо ставить не силу и спортивный талант, а собранность и целеустремленность в достижении намеченного.

В детстве он страдал астмой, поэтому был постоянным пациентом врачей. Дядя Валера, моряк по профессии, решил лечить племянника собственным способом: отвел в секцию плавания. Здоровье Анатолия поправилось, он даже выполнил разрядную норму. Полюбив спорт, он поочередно занимался гимнастикой, баскетболом, легкой атлетикой, вольной и классической борьбой. В секцию штанги его привело любопытство и естественное мальчишеское желание «накачать силу». Михаил Петрович Кемель, тренер киевского «Динамо», угадал в Писаренко дарование штангиста.

Он и в личной жизни такой же. После школы окончил военное училище, получил высшее образование, стал офицером. Счел, что знает недостаточно, – поступил учиться в университет.

Когда много лет назад мама привела его в первый класс, то в первый же школьный день ему понравилась симпатичная одноклассница. «Вырасту – женюсь», – решил он. Все десять лет он оставался верным рыцарем Валентины, а она, круглая отличница, помогала ему в учебе, когда соревнования или тренировки вынуждали пропускать уроки. Теперь Валя – его жена, лучший друг, советчик, помощник, мать его трехлетнего сынишки Владислава.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Молодость Менделеева

Письма, воспоминания современников, документы

Вернутся ли в песню мелодия и смысл?

Диалог критика и поэта