С Юрием Николаевичем Алексеевым идет разговор о пластических деформациях металлов при сверхзвуковых скоростях. По этому поводу у Юрия Николаевича есть своя теория.
Алексей Никитович Зайцев показывает отверстия, калиброванные им с помощью энергии порохов.
Альберт Петрович Барсуков тащит профессора к своим установкам. Внимание! Барсуков взрывает... воздух. Да, да. Это вполне возможно, если сначала воздух сделать жидким, а затем заставить испариться.
В жидком состоянии благодаря разным температурам кипения воздух распадается на две основные составляющие: кислород и азот. С кислородом возиться не стоит: он окисляет металлы, и его соединение. с органическими веществами может привести к неожиданному взрыву. Азот – другое дело: он инертный, не реагирует с окружающей средой. Работать с ним совершенно безопасно.
Еще совсем недавно здесь, в лаборатории, в замкнутую камеру, куда был помещен штампуемый предмет, наливали жидкий азот и ждали его испарения. Испаряясь, он с огромной силой давил на заготовку. Ну, а если заготовку поместить в бассейн с водой и ввести туда жидкий азот? Здесь тот же эффект, что и при работе взрывчатки: мирный, добрый, безопасный взрыв.
Вместе с Пихтовниковым я иду сегодня по лаборатории. И всюду его идеи, развитые его учениками, облеченные в установки, которые из этих стен давно пора перенести на заводы.
Взрыв штампует листы и объемные детали. Взрыв режет металл. Взрыв склепывает. Взрыв прессует. Взрыв пробивает отверстия.
– Стоп! – скажет иной читатель, начиненный долей скепсиса. – А как с качеством? И насколько все это удобно и экономически выгодно для производства?
Известно, что точность штампуемых деталей зависит от точности изготовления матрицы и степени деформации колонн пресса. При обработке взрывом нет прессов, значит, и нет никаких колонн. Следовательно, штамповка будет абсолютной копией матрицы. Изготовление же самой матрицы – дело совсем простое. Матрицу можно сделать из дерева и облицевать тонким металлом.
Теперь об экономике. Вот некоторые расчеты. Один ход пресса мощностью в семьдесят тысяч тонн обходится примерно в сто рублей. Стоимость заряда, производящего ту же работу, – доли копейки. Кстати, на прессе, который стоит полтора миллиона рублей, и в бассейне, строительство которого в институте обошлось в полторы тысячи, штампуются одинаковые детали. К тому же амортизация оборудования в прессовом цехе неизмеримо выше, а энергии здесь расходуется почти вдвое больше. Стоит при этом помнить, что создание прессового цеха обойдется в четыреста раз дороже, чем создание цеха, где работает взрыв! И еще: создание пресса – это не только денежные средства. Это колоссальный труд тысяч людей и расходы дефицитных материалов.
...Мы стоим рядом.
– Искра! – говорит Пихтовников.
Метра на полтора над бассейном поднимается фонтанчик воды, и до слуха доносится негромкий, гулкий удар.
Медленно оседающие капельки водяного фонтанчика похожи на фейерверк праздничного салюта, а гулкий удар – словно победная канонада в честь одной из крупнейших технических побед нашего времени.
* * *
На этом можно было бы и закончить рассказ о прирученном взрыве. Но...
С момента, когда появилась реальная возможность внедрить в промышленность изобретение Р. В. Пихтовникова и его сотрудников, прошло больше десяти лёт. Лишь в нынешнем году, и то только благодаря стараниям самих ученых, освоением новых технологических процессов стали заниматься тридцать организаций. Ничтожная цифра!
В чем же дело? В первую очередь в том, что предприятия ничего не знают о новом методе, о его колоссальных преимуществах. Многие руководители попросту боятся самого слова «взрыв». При этом они забывают, что даже их автомобиль двигается потому, что в цилиндрах двигателя работает взрыв: он толкает поршень. Но аммонит столь же безопасен, как и бензин, ибо без детонатора его невозможно взорвать.
Луч «Комсомольского прожектора» должен осветить все рабочие места, где пока «мучаются» прессы и где может работать взрыв. Молодые инженеры, техники, рабочие должны всерьез заняться внедрением в промышленность нового технологического процесса обработки металлов. Ученые всегда помогут им в этом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.