Стремительно вращающийся чугунный диск, на который нанесен тонкий слой алмазного порошка, квадрант - приспособление для зажима кристалла - и самый главный инструмент - человеческий глаз, вооруженный линзой... Проходит несколько часов - и кристалл алмаза превращается в бриллиант. Но еще перед этим на специальных станках его разрезают на две-три части, затем «обдирают», то есть убирают углы, придают им нужную форму, и только после этого на поверхность кристалла наносят тончайшие искусственные грани. Чтобы называться бриллиантом, кристалл алмаза весом в один карат должен иметь не менее 57 граней. А ведь карат - это всего-навсего 200 миллиграммов! Но на Свердловской ювелирно-гранильной фабрике огранщики умудряются наносить до 100 и более граней на такой кристалл: ведь чем больше граней, тем лучше он «играет», В природе нет Двух одинаковых кристаллов; каждый из них имеет свои особенности внутреннего строения. Именно поэтому при изготовлении драгоценных камней каждому кристаллу нужна индивидуальная обработка: огранщик работает на глаз, исходя из особенностей кристалла. Ну, а если он имеет дело с искусственными драгоценными камнями? Ведь кристаллическое строение таких камней одинаково. Так нельзя ли в этом случае усовершенствовать трудоемкий процесс огранки? Оказывается, можно. На фабрине установлено несколько станков-полуавтоматов для огранки искусственных драгоценных камней из синтетического корунда. Их конструктор - главный инженер фабрики А. В. Моргунов. Новые станки обрабатывают сразу до 100 камней любых форм. Чтобы стать частью колец, брошей и других украшений, этим камням не приходится далеко путешествовать: тут же, на фабрике, имеется ювелирное отделение. Изделия Свердловской ювелирно-гранильной фабрики хорошо известны не только у нас в стране, но и за рубежом. Только за последний год они с успехом экспонировались на шестнадцати заграничных выставках. В этом большая заслуга экспериментальной группы модельеров, в которую входят молодые талантливые художники Надя Кашина, Леонид Устьянцев, Владислав Хромцов, Владимир Лузин. Сейчас они работают над расширением ассортимента изделий, готовят новые модели украшений со своеобразными полудрагоценными камнями - уральскими самоцветами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.