Спортивный автограф
Вильянди. 1974 год. Чемпионат СССР по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Никто из тысяч зрителей да и участников гонок не подозревал, что спортсмен, стартующий под номером 71 на перламутрово-серебряном мотоцикле, совершает спортивный подвиг...
Над трибунами, заполненными до отказа, был слышен лишь гул голосов. Старт. Гонщики рванулись вперед. Почти никто не заметил, что один из них слишком медленно разгоняет свою машину. Однако через некоторое время гонщик под номером 71 уже догонял соперников на трассе...
Александр Московка имел тогда полное право выйти из соревнований, у него была сломана правая нога, сломана прямо перед стартом. Но он должен был выступить, потому что заменить его было некем.
..На финише он был первым — все соперники остались далеко позади, но с мотоцикла его снимали друзья, потому что сил у самого Александра не осталось, все они ушли на борьбу с болью, были отданы победе...
Спорт вошел в жизнь Саши Московки с детства. Сначала была гимнастика. Старшая сестра, мастер спорта по спортивной гимнастике, привела с собой в секцию и Сашу. Он добросовестно занимался, даже получил 1-й спортивный разряд. Но оставался в глубине души к гимнастике холоден. Влекло другое: могучие «ИЖИ», лихие гонки, сердце обмирало при виде мотоциклистов в спортивных шлемах. В особенности в его родном Невинномысске был популярен мотобол.
Наконец он решился и пришел в мотобольную секцию ДОСААФ. В команду его приняли, но предложили поначалу самую «черную» работу — чистку мотоциклов после матчей. Думали, это отпугнет парня, если его любовь к мотоспорту не очень крепкая. Не отпугнуло. Он выдержал «испытательный срок» и получил собственную машину. Но чтобы сохранить ее, должен был каждую неделю показывать тренеру школьный дневник. Троечников тренер не жаловал.
Все шло хорошо. Способному мотоболисту Саше Московке прочили место в сборной страны. Его призвали в армию. А вскоре рядовой Московка в составе сборной ЦСКА начал тренироваться на мотокроссе...
Среди гонщиков принято считать, что кросс — один из сложнейших видов мотоспорта: он требует от гонщиков всесторонней физической подготовки, умения мгновенно оценивать ситуацию, решительности. Александр добыл свою первую победу зимой 1971 года в матче городов-героев в Ленинграде. К окончанию службы в активе у Александра было уже несколько наград.
Тайком Александр начал ездить на мотоцикле, сделанном специально для шоссейно-кольцевых гонок. Получалось. В 1973 году в Риге Московка вышел на старт чемпионата Вооруженных Сил. Его тогда никто не принял всерьез. Ведь он никак себя до этого в шоссейно-кольцевых не проявлял.
И вот маленькая сенсация: Александр занял второе место. Воодушевленный удачей. Московка по настоянию тренера Аркадия Белкина решил попытать счастья на предстоящем трехэтапном чемпионате страны. И выиграл его.
С того времени Александр — участник всех чемпионатов СССР по шоссейно-кольцевым мотогонкам, часто сразу в двух классах. Восемь раз он завоевывал титул сильнейшего мотогонщика страны.
Мотогонки — мужской вид спорта, он связан с немалым риском. Никто из спортсменов не застрахован от падений, травм, а уж того, что выпало на долю Александра, хватило бы на целую команду. Но он как солдат. Что бы с ним ни случилось, проходит время, и Александр возвращается в строй.
Спрашиваю: не испытывает ли он страха перед стартом или на трассе?
— Нет, — твердо отвечает Александр, — если в душу закрался страх, считайте, что вы проиграли. А во время гонки думаю только о гонке, о дороге, о виражах, о своей машине, ведь скорость то пятьдесят в час, мысли сконцентрированы на одном: быть впереди, не дать никому обойти себя, молю мотор: «Вытяни, не подведи!»
Чего-чего, а историй с моторами в жизни гонщика Московки хватает. Лет пять назад на чемпионате страны, когда оставалось только полкруга до финиша, на его «Ковровце» отказал двигатель. (Увы. это бывает и не только с отечественными машинами.) И Александр, толкая перед собой мотоцикл, но, имея изрядный отрыв от соперников, пересек финишную черту вторым!
А на последней Спартакиаде народов СССР перед стартом вышел из строя «боевой» мотор, пришлось ехать с тренировочным. Время, показанное в предварительном заезде, позволило стартовать только из задних рядов. В добавление к этому мотоцикл сразу не завелся, Александру пришлось толкать мотоцикл до второго поворота.
Александр учится на 3-м курсе Московского института физкультуры, в будущем видит себя тренером.
— Но до этого еще далеко, — говорит Александр. — Сейчас все мысли — о настоящем. Осваиваю спидвей, ипподромные гонки, занимаюсь с новичками. К сожалению, недостаток опыта международных соревнований, не очень высокий уровень отечественной техники не позволяют нашим гонщикам выступать на мировых чемпионатах по шоссейно-копьцевым мотогонкам, и потому мечту о победах на мировых первенствах Московка связывает со спидвеем. И все свободное от тренировок время трудится над созданием новой модели мотоцикла для льда. У этой машины будет легкая подвеска маятниковой системы, оригинальная вилка руля, заметно прибавит она и в мощности.
Разговаривали мы уже несколько часов, и все это время Александр не отрывался от своего мотоцикла — перламутровой «Явы- 500».
— Что поделаешь, — пояснил гонщик, — в этом, если хотите, специфика мотоспорта. Чтобы быть уверенным в своей машине, спортсмен должен готовить ее перед стартом сам, как парашютист свой парашют.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть
Своими соображениями делится композитор Геннадий Гладков