Академическая замкнутость

И Сафронов| опубликовано в номере №507, июль 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

В чём же дело? Почему аспиранты чуждаются наиболее актуальных проблем и имеют огромное пристрастие к языку, литературе и искусству столь отдалённых времён? Неужели это коренится в характере молодых людей? Конечно, нет. «Во всякой школе, - говорил Ленин, - самое важное - идейно - политическое направление. Чем определяется это направление? Всецело и исключительно составом лекторов» (Том XIV, стр. 118).

Направление работы аспирантов и студентов - филологов определяется составом научных руководителей, профессоров, ведущих курс лекций.

Значительная часть профессорско - преподавательского состава филологического факультета МГУ до сих пор не может ещё отрешиться от традиций буржуазного литературоведения. Наиболее определённо это проявилось в недавней дискуссии о Веселовском. Первые выступления в печати по поводу Веселовского многие профессора факультета встретили с негодованием, усматривая в этом чуть ли не кощунство. Настроения поклонников Веселовского наиболее откровенно выразил заместитель декана по научной работе профессор Г. Н. Поспелов, который сказал, что Белинский, Чернышевский и Добролюбов были всего лишь публицистами, борцами, а не учёными. Образцом учёного, по мнению профессора Поспелова, является безыдейный либерал - объективист академик Веселовский. Под воздействием широкой общественности сторонники «чистой науки» вынуждены были умолкнуть, но они отнюдь не отрешились от своих ложных представлений.

Выступление профессора Поспелова не является случайностью. В своих лекциях он всячески превозносит Достоевского, особенно выделяя самый реакционный и пасквильный его роман «Бесы». Этот роман профессор Поспелов в своих лекциях оценил как «высшее достижение русского реализма». В тех же лекциях Поспелов старался развенчать действительного реалиста, великого гуманиста и демократа Г. И. Успенского.

Получив на заседании кафедры достойную отповедь со стороны профессора Н. А. Глаголева, Поспелов вынужден был признать свою ошибку в суждениях об Успенском, а в отношении Достоевского обещал «подумать».

Объективизм учёных - литературоведов объясняется недостатком, а то и полным отсутствием воинствующей партийности. До сих пор признаком хорошего тона считается то, чтобы в научных трудах исследователь строго придерживался бесстрастного, олимпийского спокойствия и отнюдь не прибегал к острой, партийной полемике. Этот вредный взгляд, унаследованный от буржуазного литературоведения, давно пора отбросить. Научная объективность не исключает, а предполагает воинствующую партийность, отстаивание в каждом отдельном случае интересов рабочего класса, социалистического государства. На философской дискуссии по книге Г. Ф. Александрова А. А. Жданов говорил, что почти о всех старых философах наши учёные считают нужным высказать похвалу, и чем значительнее буржуазный философ, тем больше фимиама ему воздают. Это критическое замечание ещё в большей мере относится к нашим литературоведам, сильно, преувеличивающим значение многих буржуазных учёных и писателей. Только недостатком воинствующей партийности и можно объяснить причину боязни филологов испробовать свои силы на актуальнейших вопросах современности.

Академическая замкнутость в работах молодых учёных филологического факультета объясняется тем, что на кафедрах и в учебных группах факультета нет присущей советским людям критики и самокритики. Келейность, боязнь, как бы кого не обидеть лишним словом - вот что характерно для руководства факультета и взаимоотношения известной части профессорско - преподавательского состава. Критику встречают в штыки, рассматривая её как личное оскорбление. Так, например, была встречена статья б печати, критикующая работу академика В. В. Виноградова о русском языке.

Не ясно ли, что подобная атмосфера на филологическом факультете далеко не способствует росту молодых научных кадров? И чем скорее эта атмосфера будет ликвидирована, тем быстрее кафедры факультета улучшат свою работу. Этого неотлагательно требуют партия и правительство, этого требуют интересы государства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены