Академическая замкнутость

И Сафронов| опубликовано в номере №507, июль 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Большие требования предъявляет советский народ к науке о литературе, искусстве и языке. «Литература призвана не только к тому, - говорит А. А. Жданов, - чтобы идти на уровне требований народа, но более того, - она обязана развивать вкусы народа, поднимать выше его требования, обогащать его новыми идеями, вести народ вперёд».

Как же готовят специалистов в этой области в нашем ведущем высшем учебном заведении - в Московском государственном университете?

В этом году значительная часть дипломных работ студентов - выпускников посвящена темам советской литературы. Некоторые студенты избрали для своих работ совершенно не разработанные темы. Так, студентка И. Ткачёва написала работу «Советская деревня в прозе военного и послевоенного периода».

В своей работе И. Ткачёва рассмотрела произведения Е. Мальцева «Горячие ключи». Н. Тощакова «Парома», С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды», Г. Фиша «Каменный бор» и Г. Медынского «Марья».

Из анализа указанных произведений Ткачёва сделала серьёзные и глубокие выводы, причём эти выводы в ряде случаев носят вполне самостоятельный характер.

И. Ткачёва правильно отмечает новое, что есть в романе Мальцева, - новое отношение колхозников к судьбам страны, трудовой энтузиазм крестьянства. Верно и доказательно судит автор работы о том, что не позволило роману «Горячие ключи» стать по - настоящему произведением большой художественной правды.

Отличные работы представили Н. Дикушина («Образ молодого человека по роману А. Фадеева «Молодая гвардия»), Я. Рывкин («Работа Маяковского в газете») и другие.

По русскому языку отмечены 6 дипломных работ: О. Гецовой, Н. Третьяковой. Е. Васеко, 3. Сидоровой, Т. Винокур, Л. Усачёвой.

Расскажем для примера о двух из этих работ.

Студентка О. Гецова собрала обильный материал для характеристики фонетики, морфологии, ударения, синтаксиса и лексики говора села Катагоща, Рязанской области. Объём этой работы - свыше 500 страниц. Описанный О. Гецовой говор представляет большой интерес для истории русского языка. «Перед нами, - пишет в своём отзыве профессор Р. И. Аванесов, - уже сейчас хорошо подготовленный и незаурядный исследователь русского языка».

Заслуживает внимания и исследование Н. Третьяковой на тему «Работа Гоголя над языком и стилем «Тараса Бульбы». Достаточно сказать, что для написания своей работы студентка привлекла 107 литературных источников. По отзыву академика В. В. Виноградова, работа Н. Третьяковой является не только плодом большого труда и больших знаний в области истории русского литературного языка, но и представляет собою ценное самостоятельное научное исследование.

Отраден тот факт, что у студентов повысился интерес к лингвистическим наукам. Если в прошлом году по русскому языку было написано лишь 11 дипломных работ, то в этом году их уже 25. Но это лишь первые шаги. Предстоит ещё многое сделать для хорошей постановки преподавания современного русского языка на филологическом факультете Московского университета. Нужно сказать, что кафедра пока сосредоточивает своё главное внимание на древнем периоде формирования русского национального языка. Не случайно поэтому, что на русском отделении нет ни одной студенческой дипломной работы о современном русском языке.

Но если студенчество тяготеет к современности, к разрешению насущных потребностей науки, то этого совершенно нельзя сказать об аспирантских работах. На филологическом факультете Московского университета имеется довольно значительная аспирантура. Из 26 аспирантов приёма 1947 - 1948 года только трое пишут работы по советскому периоду русской литературы. Но из этих трёх работ нет ни одной о литературных явлениях последнего времени. Советская литература до сих пор продолжает оставаться не в почёте. На факультете имеет ещё хождение более чем странная теория о том, что предметом научного исследования может быть лишь то, что отошло уже в область далёкой истории.

«Да разве можно писать научную работу о живом человеке?» - заявил один из профессоров аспиранту Н. Чуканову, пишущему диссертацию на тему «Народные мотивы в поэзии А. Т. Твардовского». Работа Н. Чуканова в скором времени будет представлена для защиты, но она не встречает должной поддержки и внимания у профессорско - преподавательского состава кафедры русской литературы. Более того: аспирант сильно опасается за судьбу своей диссертации ввиду известного отрицательного отношения к подобным темам со стороны некоторых профессоров.

Многие исследования в области классической филологии и сравнительного языкознания сводятся большей частью к вопросам грамматики или грамматических форм прошлого русского и классических языков. Ни одна из работ не ставит принципиальных вопросов жизни, связанных с появлением новых форм мышления, совершенно игнорируется учение Марра, не ведётся дальнейшая разработка материалистического, марксистского учения о языке.

Среди лингвистических работ аспирантов не встретишь исследований о языке великих русских писателей, работ, показывающих быстроту обогащения русского языка, рост его лексического богатства, показывающих то, как классики отбирали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова.

Из четырёх аспирантов по кафедре русского языка приёма 1947 - 1948 года только одна В. Белошапкова пишет работу о современном русском литературном языке.

Дело подготовки научных работников в области русского языка внушает серьёзную тревогу. В истекшем учебном году по кафедре русского языка было принято всего лишь 4 аспиранта. Три вакантных места остались незаполненными. Таким образом, о тщательном отборе наиболее подготовленных и способных к научной работе в области лингвистики говорить не приходится. Деканат озабочен лишь тем, что стремится заполнить имеющиеся вакантные места, совершенно не принимая никаких мер к улучшению постановки преподавания лингвистических наук на факультете. Плохо привлекаются также новые, растущие кадры преподавательского состава периферийных вузов.

На факультете совершенно не ведётся научно - исследовательская работа по общему языкознанию. Исследования в области общего языкознания почему - то не привлекают внимания, а труды академика Марра забыты, имя его не произносится на лекциях.

Далеки от насущных задач современности и работы по всеобщей литературе и искусству. Аспиранты занимаются исследованием трагедий Ленау (С. Шлапоберская), творчества Леона Клоделя (В. Гальперина), искусства XVIII века, но не хотят почему - то писать о Роллане, Драйвере, о великих русских художниках и о советской живописи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены