– Человек должен научиться мыслить в материале. Гончар – в глине, резчик по дереву – в дереве, чеканщик – в металле. Только когда произойдет слияние мысли, материала и рук. можно говорить о начальном постижении ремесла, – размышлял о творчестве вообще и специфике своей работы Котов.
Новое время приносит новые темы, неожиданные формы. Их появление закономерно. Но в данном случае каждый ученик, воспитанный на народных традициях, вобравший в себя их характерные черты, на основе накопленного создает свое, перерабатывает наработанное. Так стала уже традиционной абрамцевская роза. Именно из училища пришла она уже и на некоторые промыслы. Мажорная, динамичная, яркая роспись по белому фону. Атмосфера поиска для училища весьма характерна. Во многом этому способствует сама специфика этого учебного заведения. Соседство нескольких видов прикладного искусства приводит к появлению работ на их стыке. Никого не удивишь соединением резьбы по дереву и керамики, металла и камня.
Действительно, глаза разбегаются В мастерских по камню обыкновенные булыжники превращаются в семейство симпатичных серых барсуков с умными глазами-бусинами. В соседней комнате под резцом ученика обретает жизнь обломок кости, превращаясь в шахматные фигурки, ажурные игольницы, туалетные наборы. Вздымается облачко костяной пыли, постепенно, зримо проявляются очертания будущих предметов. С помощью небольших буров вырезается тончайший орнамент на именном кубке. В честь предстоящего в будущем году столетия училища.
Во 2-м номере читайте о величайшем русском враче Сергее Петровиче Боткине, об удивительной судьбе государственного и военного деятеля Михаила Семеновича Воронцова, о жизни и творчестве писателя Ильи Григорьевича Эренбурга, окончание детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Рассказ
Людмила Зыкина, народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии отвечает на письма читателей «Смены»