«В субботу мы, члены ячейки депо Сортировочная, собрались в числе 15 человек (13 коммунистов и 2 сочувствующих), по профессии преимущественно слесари, и в 8 часов вечера взяли у мастера работу. Работали беспрерывно до 6 часов утра (10 часов) и отремонтировали 3 паровоза текущего ремонта за №№ 358, 504 и 7024. Работа шла дружно, спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье - продолжать еженедельно, до полной победы над Колчаком». Это редчайший документ-отчет о проведении первого субботника на станции Москва-Сортировочная 12 апреля 1919 года. «Текущий момент» в 1919 году был невероятно суровым. Страна со всех сторон блокирована интервентами.
- Бывало, посмотришь на нарту - жутко станет: кругом враги, только девять губерний в руках Советской власти, - вспоминал Иван Ефимович Бураков, председатель партийной ячейки депо, участник первого субботника. - Всего не хватало: металла, дров, угля, хлеба. Тогда появился плакат, его многие, наверное, помнят: от завода к фронту мчится поезд, рядом надпись: «(Победа начинается в мастерских, катится по рельсам и кончается на фронте ударом штыка». Этот плакат точно показывал значение транспорта для страны. Весной девятнадцатого года транспорт был в таком состоянии, что правительство, чтобы обеспечить перевозку продовольственных и военных грузов, пошло на исключительные меры - в конце марта было временно прекращено пассажирское движение. 3 апреля в Доме Союзов состоялось чрезвычайное заседание пленума Моссовета. Выступал Ленин. Рабочие, говорил Владимир Ильич, на каждом собрании должны ставить вопрос: чем они могут помочь транспорту? В депо Москва-Сортировочная до сих пор хранится выписка из протокола № 15 от 6 апреля 1919 года. Железнодорожники обсуждали, как использовать день бывшего религиозного праздника для восстановления транспорта. «ПРИСУТСТВОВАЛИ: 20 членов партии и 3 сочувствующих. СЛУШАЛИ: О «благовёщении». ПОСТАНОВИЛИ: Ввиду того, что производительность железнодорожного транспорта пала, и ввиду усиленной перевозки, мы, коммунисты, постановили: отработать «благовещение», но т. к. членов партии собралось мало, в количестве 20 человек (остальных не успели оповестить), то перенести работу на субботу 12 апреля с 7 часов 30 минут вечера до б часов утра». Так родился «великий почин». Распространились субботники очень быстро. Уже 10 мая был проведен первый массовый коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге, 17 мая - на Александровской, 24 мая в почин включились уже все железные дороги московского узла. Прошли субботники в Петрограде, Калуге, Туле. Работали уже не только коммунисты и не только на транспорте. Везде, где нужна была срочная, ударная, массовая работа, проводились субботники. И уже через год IX съезд партии принял решение отметить 1 Мая 1920 года, приходившееся на субботу, грандиозным Всероссийским субботником. «Наша борьба на военном фронте почти закончена, наша борьба на хозяйственном фронте только начинается, и первый международный праздник после нашей победы мы посвящаем великому всеочищающему общественному труду». В этот день по всей стране работали миллионы людей. В однодневной газете «Первомайский Субботник» Ленин писал: «Мы начали колебать и разрушать самые закоренелые предрассудки, самые твердые, вековые, заскорузлые привычки. Наши субботники за один год сделали громадный шаг вперед... Мы будем годы и десятилетия работать над применением субботников, их развитием, распространением, улучшением, внедрением в нравы. Мы придем к победе коммунистического труда!»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.