Многие выдающиеся ученые, изобретатели и путешественники, среди которых Менделеев, Циолковский, Жуковский и Нансен, с гордостью утверждали, что именно этот писатель помог им выбрать путь в жизни. Он умел заглядывать в будущее - из 108 его научных фантазий 98 уже сбылись.
Имя этого писателя – Жюль Верн. Он родился 8 февраля 1828 года в Нанте, портовом городе, расположенном на Луаре, недалеко от места ее впадения в Бискайский залив. С самого рождения Жюля Габриэль Верна (таково полное имя мальчика) его отец, преуспевающий адвокат Пьер Верн, надеялся, что сын пойдет по его стопам, совершенно не интересуясь желаниями самого Жюля. А мальчик все свободное от занятий в школе время проводил в порту. Там он слушал разговоры бывших моряков, жадно разглядывал суда, приходящие из дальних стран. В десять лет Жюль уже неплохо владел морским жаргоном, хорошо был знаком с оснасткой судов, едва ли не наизусть знал «Робинзона Крузо» Дефо и зачитывался морскими рассказами Фенимора Купера и капитана Мариэтта.
Когда Жюлю исполнилось одиннадцать, он решил убежать в заморские страны. Мальчик ухитрился наняться юнгой на шхуну, отплывавшую в Индию. Судно с новым юнгой на борту уже успело дойти до устья Луары, чтобы с утренним отливом выйти в океан. Верн-старший, узнав об этом, действовал очень быстро и решительно. За каких-нибудь полчаса был снаряжён паровой катер - гордость нантского порта, и Пьер понесся вниз по Луаре вдогонку за блудным сыном. Настигнутый беглец держался достойно и гордо, и лишь заплаканной матери обреченно обещал, что никогда не отправится путешествовать – разве что только в мечтах…
Шло время. В шестнадцать лет Жюль с успехом окончил школу и поступил в Нантский королевский лицей. У него появились новые интересы: театр, музыка, но главное – литература. Верн начал делать в ней первые, пока еще робкие шаги. Сначала это были стихи, романсы, сонеты, шутливые мадригалы, посвященные матери и сестрам. Затем - трагедии в стихах. Все это, разумеется, было пока незрело и наивно.
Весной 1847 года выпускник лицея все-таки совершил небольшое путешествие: он поехал в Париж сдавать экзамены на звание лиценциата права. Однако в столице Жюль прежде всего хотел собственными глазами увидеть главных обитателей французского литературного Олимпа. Несмотря на неопытность, в молодом человеке уже был виден талант, поэтому очень скоро Верн познакомился с главными мэтрами – Виктором Гюго, Теофилем Готье и Дюма-отцом.
Автор «Мушкетеров» отнесся к юноше особенно сердечно, стал всячески поощрять его литературные опыты, и Жюль продолжал упорно работать. Впрочем, не забывал и об учебе: успешно сдал экзамены и получил диплом лиценциата права.
Домой он, однако, возвращаться не спешил и писал отцу: «Я предпочитаю стать хорошим литератором вместо того, чтобы быть плохим адвокатом». Возмущенный этим Пьер сократил сыну денежную помощь, думая, что это заставит его образумиться. Тщетные надежды. Жюль недоедал, влез в долги, но ничто теперь не могло отвлечь его от творческих замыслов.
Летом 1850 года ему как будто улыбнулась удача. На сцене основанного Дюма-старшим Исторического театра была дана премьера водевиля в стихах «Сломанные соломинки», написанного Жюлем Верном совместно с Дюма-сыном, будущим автором «Дамы с камелиями». Пьеса имела успех, но денег Жюлю почти не принесла.
Его путь к золотой жиле в творчестве был не прямым и не простым. Еще достаточно долго свои честолюбивые планы он будет связывать с театром, писать, одну за другой, исторические драмы и лирические комедии, водевили и либретто для оперетт. Но большинство из них так и не дошли до сцены, а те, что увидели свет рампы, не принесли ему ни славы, ни материального благополучия. Ради денег он какое-то время служил в нотариальной конторе, а потом стал секретарем директора парижского Лирического театра.
Жюль пробовал себя и в качестве журналиста, работая в журнале «Мюзе де фамий» («Семейный музей»), который редактировал его земляк Питр Шевалье. Первые рассказы Верна были выдержаны то в духе приключенческой экзотики Фенимора Купера, то в стиле романтических фантазий Эдгара По. А их названия «Путешествие на воздушном шаре» и «Зимовка во льдах» в какой-то мере предвосхищали тематику его будущих великих романов. Все чаще Жюля посещала мысль о том, что его призвание все-таки не драматургия …
В беседах с ним Дюма-старший как-то заметил, что история для него была тем гвоздем, на который он вешал свои картины. Почему бы для Жюля таким гвоздем не могли стать география и естественные науки? Постепенно перед молодым автором все более отчетливо вырисовывались контуры нового жанра – романа о науке и ее беспредельных возможностях. Но такая задача, помимо литературного таланта, требовала и энциклопедических знаний, а их пока не было. И Жюль начал неделями и месяцами просиживать в библиотеках, изучая труды по самым различным отраслям знаний и отыскивая жемчужины сведений, которые могли бы пригодится в будущем. В середине пятидесятых он уже чувствовал в себе достаточно сил, чтобы, наконец, постучаться в закрытую дверь, ведущую в мир невероятных приключений. Но тут произошло событие, надолго отвлекшее его от исполнения задуманного …
В мае 1856 года Верн отправился в Амьен – на свадьбу к приятелю, и вместо четырех дней провел у него две недели. Причиной этого стало знакомство с очаровательной двадцатишестилетней вдовой Онориной Морель, в которую Жюль безумно влюбился. Их свадьба состоялась в январе 1857 года. Чтобы обеспечить семью (у Онорины были две маленькие дочки), Жюль занял у отца крупную сумму и вступил пайщиком в одну из брокерских контор на парижской бирже.
Коммерческие сделки и биржевые операции уводили его все дальше от литературы. Пять лет он почти ничего не писал. Тем не менее, в ящиках его письменного стола накапливалось все больше тетрадок с выписками и заготовками к новому роману.
В августе 1861 года у Жюля и Онорины родился сын. Мальчика назвали Мишелем, и ему суждено было остаться единственным ребенком Жюля Верна.
Онорину не очень интересовало, что именно, ежедневно вставая в пять утра, пишет ее муж в своем кабинете перед тем, как идти на биржу. Она считала, что это – очередной водевиль, который, как обычно, не примет ни один театр.
То, что случилось в 1863 году, стало неожиданностью даже для самого Верна. Он, неприметный биржевой маклер, драматург-неудачник, внезапно проснулся знаменитым. Его роман «Пять недель на воздушном шаре», вышедший накануне, имел оглушительный успех. Книги были, что называется, нарасхват. Один из ведущих парижских издателей, Пьер Жюль Этцель, имел все основания хвалить себя за проницательность, ведь именно он разгадал в Жюле блестящего и оригинального автора. Согласно заключенному между ними договору, писатель должен был передавать Этцелю по две книги в год. Причем вознаграждение, которое получал молодой автор, было столь высоким, что почти не уступало гонорарам таких знаменитостей, как Бальзак и Жорж Санд.
Все будущие произведения решено было объединить в серию, названную автором «Необыкновенные путешествия».
Читатели с нетерпением ждали появления каждого нового тома, наслаждаясь приключениями капитана Гаттераса на пути к Северному полюсу, путешествиями к центру Земли и от Земли до Луны. В первые годы своей работы над этой серией Верн до такой степени вживался в образы своих героев и обстановку действия, что, когда, к примеру, писал о путешествии к Северному полюсу, испытывал симптомы простуды и озноб от холода, ощущая себя вместе с героями романа пленником ледяного царства.
Романы Жюля Верна вызывали восхищение не только у десятков тысяч рядовых читателей, но и у его маститых коллег по перу. Его книги обожал Александр Дюма-сын. Жорж Санд, получив от автора два романа: «Пять недель на воздушном шаре» и «Путешествие к центру Земли», прислала ему восторженное письмо: «Оба романа великолепны. Огорчена я только тем, что слишком быстро их проглотила… Я надеюсь, что скоро вы увлечете нас в глубины морей и заставите ваших героев путешествовать в подводной лодке, которую усовершенствуют ваши знания и воображение».
Жорж Санд навела Жюля на мысль написать роман, которому суждено было принести писателю мировую славу: - «Двадцать тысяч лье под водой». В то же время он работал над своей книгой «Дети капитана Гранта», однако, в свободные часы уже начал обдумывать устройство «Наутилуса».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.