В статье «Проблема номер один», опубликованной в «Смене» № 6 за этот год, говорилось о серьезных недостатках в детском спорте. Речь шла о том, что «семь нянек», которые занимаются детским спортом, действуют вразнобой, не выполняют своей главной задачи - воспитания человека, гармонически сочетающего высокие нравственные и физические качества. В связи с этим предлагалось создать массовую школьную спортивно-патриотическую организацию.
Прошло почти полгода с момента публикации статьи. Отклики, поступающие в редакцию, свидетельствуют о важности поднятой проблемы, о кровной заинтересованности многих и многих людей в ее скорейшем решении. Вместе с тем некоторые организации и ведомства, которых непосредственно касаются вопросы, поднятые в статье, хранят молчание.
Можно только приветствовать появление статьи «Проблема номер один», поскольку она дала серьезный анализ положения в детском спорте и привлекла внимание к решению весьма сложных вопросов. Но, рассматривая проблему в целом, автор не останавливается на взаимоотношениях между физическим воспитанием, с одной стороны, и подготовкой спортсменов высокого класса - с другой.
В этом отношении пример Латвии особенно характерен. Республика занимает одно из ведущих положений по размаху массового физкультурно-спортивного движения. У нас на каждую тысячу жителей сейчас больше спортсменов-разрядников, чем в других республиках. Но и на прошлогодних пионерских играх и нынче - на Спартакиаде школьников - Латвия заняла весьма скромное место, пропустив вперед команды тех республик, где уровень массовой физкультурно-спортивной работы куда ниже нашего.
С точки зрения организаторов таких соревнований, мы проиграли, положение с детским спортом у нас скверное. Но мы и не гнались за рекордами. Отказавшись от погони за ними, мы гарантировали себя от уродования ребячьих душ. Я далек от мысли, что борьба за «место», за «балл» обязательно портит мальчика или девочку. Но она может способствовать такой трансформации. На это, в частности, указывала «Смена». Это доказывают и отдельные примеры из нашей практики.
Но есть еще один вопрос: как без юных чемпионов пополнять олимпийскую сборную, ведь Мехико не за горами! Значит, нельзя снимать и вопроса о достижении высокого спортивного мастерства в раннем возрасте. Одновременно следует расширять материально-спортивную базу в школах, что способствует в первую очередь развитию физкультуры.
Не знаю, кто победит в споре «за физкультуру» или «за спорт». Но очевидно, что вот эта самая двойственность в оценке- физкультура отдельно и спорт отдельно - главная причина всех бед.
Поэтому ни одна организация, ни одно общество не способны решить вопрос, который ставит «Смена», до тех пор, пока физкультура и спорт не обретут государственные права. Точно так, как планируются у нас мероприятия в области культуры и здравоохранения, в народнохозяйственном плане страны должны найти свое отражение и мероприятия, связанные с развитием физкультуры и спорта.
Массовая организация школьников, которую предлагает организовать «Смена», по сути своей весьма напоминает известные организации скаутов. Их появление за рубежом объясняется тем, что буржуазное общество не в состоянии увлечь молодежь большими и яркими общественно-политическими идеями - такие идеи чужды капитализму - и поэтому идет по пути объединения ее на основе разнообразных индивидуальных увлечений: спорт, хоровое пение и т. д. Очевидно, что у нас, где существует многолетний опыт комсомола по воспитанию подрастающего поколения, искать какие-то иные основы для создания массовой молодежной организации, ставящей перед собой задачи всестороннего развития личности, нецелесообразно.
Да и вообще можно ли рассматривать интерес к физическому развитию, к спорту как определяющую основу в процессе формирования гармонически развитой личности? Разве исторический опыт не опровергает такую концепцию? Разве не очевидно, что во главе угла формирования отдельной личности и общества в целом стоит не физическое, а интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие?
Сегодня в комсомоле более двадцати двух миллионов юношей и девушек, объединенных вокруг единой великой идеи - строительства коммунизма. Это вовсе не исключает возможностей других, в известном смысле специализированных объединений молодежи на почве общей любви к спорту, искусству, науке, технике. Во всех или в большинстве подобных объединений комсомол мог бы взять на себя роль застрельщика или шефа. Но. конечно, ни одна из них не может ни заменить, ни заслонить собою комсомол.
В свое время детские спортивные школы имели важное значение в развитии физкультурного движения. Сейчас эта форма спортивной работы с детьми нас не удовлетворяет.
Общая физическая подготовка должна охватить всех или почти всех школьников. А организация школьных групп в спортивных обществах со своими узкоспортивными целями часто порождает конфликты с задачами общеобразовательной школы.
Что же делать с подростками?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Еще раз о «невероятном» озере