Скрывать тут нечего, - у гимнастов, фигуристов, акробатов, прыгунов в воду больше шансов иметь красивое тело, но вовсе не потому, что сальто или пируэты более эстетичны, чем обычный бег (мне, например, трудно припомнить что - либо более прекрасное в спорте, чем бег Натальи Чистяковой с факелом в руке на открытии последней Спартакиады народов СССР). Просто в перечисленных видах спорта элегантность и красота движений находят весьма ощутимое выражение в оценке результатов, что является мощным стимулом для воспитания в себе этих качеств. Абсолютной же гарантии здесь нет. Об этом нелишне напомнить и некоторым спортсменам - мастерам. Четыре года назад в журнале «Физкультура и спорт» был напечатан очерк ныне покойного журналиста Андрея Кулакова о чемпионке СССР по прыжкам в воду, обладательнице Кубка Европы Тамаре Погожевой. Приведу оттуда небольшой отрывок: «У этой выдающейся спортсменки из ГДР (речь идет об олимпийской чемпионке Ингрид Кремер. - Г. Р.) Тамара научилась, может быть, самому важному: как быть красивой. Какой бы головокружительной сложности ни был прыжок, женщина должна выполнять его женственно: пластично и выразительно. Этим всегда славилась Кремер, но Тамара подметила у нее и другое: «Понимаете, Ингрид много выигрывает еще до прыжка. Она умеет нравиться судьям и зрителям. У нее все красиво: и походка и поза. Даже цвет купальника подобран с большим вкусом». Дальше Тамара говорит о себе: «... Я до этого, знаете, какая была? Ох, резкая, дерганая... Правда, чего там скрывать. Видите, как я сижу - с прогнутой спиной. Приучила. Я раньше сутулилась. И на трамплине так стояла. А ведь это все - впечатление».
Вывод один: человек, не обладающий природной красотой движений и осанки, может приобрести ее с помощью совершенно сознательных и целенаправленных усилий, не полагаясь на то, что эти качества придут сами собой, стоит лишь заняться каким - либо видом спорта или физкультурой (хотя это и не исключено).
Между прочим, красота движений нужна и тем, у кого внешние формы и пропорции тела, скажем так, близки к совершенству. Иначе эти, казалось бы, непреходящие достоинства могут потерять всю свою привлекательность. Тут нет никакого парадокса. Да, идеальное (или близкое к этому) тело прекрасно само по себе. Но красота его «скульптурная», неподвижная. Афродита, выставленная в Эрмитаже, прекрасна. Но еще неизвестно, как бы она выглядела, случись чудо и сойди она, ожившая, со своего мраморного постамента. А ведь человек постоянно находится в движении. Даже позы, которые он принимает сидя или стоя, динамичны, потому что все время переходят одна в другую. И не дай бог, если обладатель «идеальной» фигуры окажется неуклюжим в движениях, в походке, - все ее обаяние мгновенно померкнет.
С чего же начинать воспитание «живой», «динамической» красоты своего тела? С обыкновенного зеркала (по возможности такого, чтобы видеть себя с ног до головы).
... Вот перед зеркалом в вестибюле клуба остановилась девушка. Чуть приподняла подбородок. Слегка повернула голову. Повела бровью. Широко открыла глаза, потом лукаво прищурила их. Поправила локон на виске... Прошло всего несколько секунд, а она уже привычно прорепетировала варианты выражения лица, делающие ее наиболее привлекательной. Она, к примеру, не расслабит челюсть, приоткрыв рот, потому что знает: это делает взгляд глуповатым, а лицо, даже самое красивое от природы, некрасивым.
Точно так же нужно контролировать и, образно говоря, мимику тела. Представим себе: что - то не нравится в собственной фигуре. Внимательно смотрим в зеркало. Сразу же бросается в глаза: опущена вперед голова. А из - за этого не только спина становится сутулой, но и вид какой - то услужливо - подобострастный: «Чего прикажете?» Стало быть, голову отводим назад. То же делаем и с плечами, которые при сутулой спине, как правило, находятся несколько впереди, создавая этим впечатление впалой груди.
Что еще? Живот слишком выдается вперед. «Подбираем» его (тут, правда, может быть одно серьезное осложнение - толстый жировой слой на животе, избавиться от него можно лишь с помощью интенсивных физических упражнений и умеренного питания). Широко распространено мнение: чтобы был подтянутым живот, нужно иметь хорошо развитые мышцы брюшного пресса. Верно. Однако стягивать этот мышечный корсет нужно сознательно. Я, например, знал многих атлетов с очень сильным брюшным прессом, но с заметно выступающим животом. Объяснялось это отсутствием привычки «поддерживать» живот.
Наконец, классический телесный изъян, о котором мы уже говорили: искривление ног. Редко у кого оно бывает очень большим. Но и незначительное искривление обычно усугубляется своеобразной зрительной иллюзией: просвет между ногами как бы усиливает их кривизну. Выход один - сделать так, чтобы этого просвета не было видно. Часто бывает достаточно слегка согнуть одну ногу и придвинуть ее колено к другой ноге. При более широком просвете согнутую ногу можно еще и поставить чуть впереди, так, чтобы пятка касалась внутренней части развернутой наружу ступни другой ноги.
Аналогичным образом определяются особенности телосложения при ходьбе, сидении. Например, кривизна ног у многих людей менее заметна, если при ходьбе не выпрямлять ноги до отказа.
Разумеется, разобранные здесь примеры схематичны. Они далеко не исчерпывают перечня возможных дефектов осанки и телосложения. Анализ и исправление этих дефектов - дело сугубо индивидуальное. Ведь у каждого человека они проявляются по - разному.
Но вот желаемые варианты положения тела определены. Теперь нужно их запомнить, уловить разницу между новым положением и старым, привычным. Помогут в этом специальные упражнения на точность воспроизведения задуманных пространственных положений тела. Это несколько мудрено звучит, но очень просто делается.
Станьте перед зеркалом. Закройте глаза. Примите какое - либо предварительно задуманное несложное положение - руки в стороны, например. Затем откройте глаза и проверьте, насколько соответствует принятое вами положение задуманному: руки должны быть подняты точно параллельно полу. Проделав упражнение несколько раз, нужно добиться безошибочного его выполнения. Постепенно это упражнение нужно усложнять, используя придуманные вами положения тела, которым вы намерены следовать постоянно.
Польза от таких занятий не только в том, что они помогают выработать прочный стереотип нескольких наиболее часто принимаемых в жизни поз и движений. Они обостряют и развивают мышечно - суставную чувствительность, которая позволяет постоянно и оперативно контролировать все позы и движения. Иными словами, человек получает способность как бы видеть себя со стороны, лишь изредка проверяя правильность этого «шестого чувства» (а тем самым и подкрепляя его) периферическим зрением, мимолетным взглядом на свое отражение в витрине и т. п.
Наблюдая за окружающей жизнью, искусством, нужно учиться видеть красивое в осанке и движениях других людей. Полученный таким образом опыт складывается в вашем сознании в своеобразный «пластический идеал». Этот идеал будет для вас образцом для подражания, а стало быть, и вашим пониманием красоты и грации. Простой пример. Вы на улице уронили какой - то предмет. Как его поднять? Ваш «пластический идеал» моментально выдает ответ: делать глубокий наклон некрасиво, лучше слегка присесть.
Прекрасным упражнением, помогающим совершенствовать пластические способности, могут служить танцы. Но лишь при условии, если пластичность, изящество движений станут для танцующего «программной установкой». Какие танцы для этого годятся? Все. Спору нет, на многих молодых людей, танцующих шейк, например, просто неприятно смотреть. Но есть немало и таких, которые танцуют этот «моветонный» для консервативного взгляда танец красиво, легко, без судорог, с юмором и улыбкой. Есть распространенное мнение, будто духовные и физические качества человека находятся в противоречии. Существует даже полушутливая «теория», согласно которой ширина плеч обратно пропорциональна ширине лба. Я не буду здесь опровергать эту теорию, приводить доказательства (а они есть) того, что развитие физических качеств положительно влияет на духовные, умственные качества. Мне хочется сказать об обратном действии этой связи, ибо оно имеет непосредственное отношение к разбираемой нами проблеме.
Вряд ли кто станет отрицать, что ум, мужество, доброта, корректность отражаются на лице человека - делают его красивее. Но распространяется ли это влияние и на телесную красоту, осанку, грацию?
Давайте представим себе человека, молча идущего мимо нас, с непроницаемым лицом, взглядом, устремленным куда - то вдаль. При таком условии его тело, осанка, походка отпечатаются в сознании постороннего наблюдателя в точности такими, каковы они есть на самом деле, независимо от того, что он за человек. Но подобных «идеальных» условий почти не бывает. Человек живет в тесном контакте с множеством других людей небезразличных к тому, что он делает, как ведет себя среди них. Да и красивым он хочет быть не ради какой - то абстрактной цели, а для людей, с которыми общается или хотел бы общаться. Поэтому если наш «экспериментальный» человек сбросит маску нейтральности, то его отношение к окружающим непременно повлияет на впечатление о его физическом облике. Допустим, он оказался человеком невежественным, выразил неуважение к людям (взглядом ли, оскорбительной речью - не столь важно). И тогда объективные достоинства его фигуры заслонит от нашего взгляда темная вуаль общей неприязни к этому человеку. Физические недостатки еще более обнажатся, примут, может быть, даже отталкивающий, зловещий оттенок.
И наоборот, притягательная сила положительных духовных качеств человека способна удивительным образом смягчать физические недостатки и подчеркивать достоинства.
Однажды я ради эксперимента попросил свою знакомую сделать подробный словесный портрет двух киноперсонажей - человека в высшей степени обаятельного (в фильме по крайней мере) и хитрого, коварного белогвардейского офицера. А надо сказать, что популярный артист, игравший обе роли, по природе своей заметно сутул. Так вот, в первом портрете эта деталь совершенно отсутствовала. Во втором же она чуть ли не органически исходила из иезуитского характера персонажа.
Я не берусь вскрывать здесь физиологический механизм явления. Хочется лишь еще раз подчеркнуть: человек, стремящийся быть физически красивым, не должен забывать о своих духовных качествах, иначе ему будет трудно добиться цели.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.