Поглядим на дорогу

опубликовано в номере №1141, декабрь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

И тут газета приходит весной. Дескать, дорога пройдет, где ей и положено. Через наше село. А раз дорога будет - значит, и Селемджу в берега введем. Так чего же уезжать? Теперь наоборот: к нам народ поедет. Стройка-то вон какая.

Е. МОЛЧАНОВ. В сентябре (говоря точнее, 20 сентября) на нашей станции Бам впервые остановился скорый поезд «Россия». Теперь он останавливается здесь каждый день, а с ним еще 14 пассажирских поездов. О чем это говорит? О том, что станция Бам, возникшая в 1936 году, маленькая станция - тезка огромной магистрали, стала важным железнодорожным пунктом. Объем грузовых перевозок за короткое время увеличился в шесть раз - это грузы для магистрали. Возросла протяженность подъездных путей. В поселке начали строительство капитальных домов. Намечено сооружение кирпичного завода.

В. ЛИСИЙ. При обсуждении перспектив разработки того или иного месторождения всегда вставал вопрос: как будем вывозить сырье? На севере Иркутской области открыта полоса полиметаллических руд (она соприкасается с такой же зоной в Бурятии). Запасы значительные, но каковы точно, мы не знаем - раньше даже не было смысла вести детальные разведочные работы. БАМ свяжет промышленность с этим месторождением. Магистраль позволит разрабатывать запасы и такого ценнейшего сырья, как бокситы (их залежи были в свое время законсервированы), даст вторую жизнь и уже известным месторождениям. В сферу влияния дороги попадают Мамско-Чуйский слюдоносный и Ленский золотоносный районы.

Д. КОФМАН. Страна получит возможность разработки месторождения меди - Удоканского. Его запасы были утверждены Государственной комиссией еще в 1964 году, но подступиться к Удокану оказалось невозможным. Единственная дорога туда - воздушная. БАМ пройдет рядом с месторождением, уже запланирована станция Удокан. Здесь будет создано предприятие по добыче и обогащению медной руды.

ТРЕБУЕТ

В. ТРУБАЧЕВ. Усть-Кут переживает сегодня как бы второе рождение. Отсюда, с западного участка, идут на восток строители БАМа. Хмурым майским утром на станцию Лена прибыл первый комсомольский эшелон. И с того дня комсомол города уделяет строительству магистрали пристальное внимание. Со Звездным долгое время была только вертолетная связь, но наши комсомольские активисты, агитбригады, лекторы были частыми гостями в таежном поселке. Помогли наладить бытовое и медицинское обслуживание, послав на трассу лучших специалистов. Не сразу, но все же заработали консультационные пункты на трассе, и преподаватели вечерней школы регулярно занимаются с учениками.

И. РОМАНОВ. Главная наша задача - закрепление кадров. Не завтра, а уже сейчас мы обязаны думать о тех, кто приедет в наш край через год, через пять лет, через десять. БАМ - это своего рода знак качества. В бурных спорах проходят сейчас обсуждения проектов будущих поселков - они должны быть не только удобными, но и красивыми, как того требует сегодняшний день. Для БАМа, для устойчивого снабжения энергией восточного участка, готовят линию передач. В ближайшие годы на крышах самых северных поселков появятся телеантенны - таково обязательство связистов. Управления торговли и общественного питания внедряют прогрессивные формы обслуживания. Лучшие выпускники институтов, техникумов, профтехучилищ будут работать на БАМе и для БАМа.

СПРАВКА. Основные кадры для строительства БАМа будут готовить профтехучилища. К 1978 году они подготовят и направят на строительные объекты 43 тысячи рабочих, из них 2 тысячи уже в 1975 году. Министерство высшего и среднего специального образования направит в 1975 - 1980 годах на строительство БАМа около 4 800 молодых специалистов.

В. ТРУБАЧЕВ. Заказы и грузы, прибывающие на БАМ, взяты под комсомольский контроль. Особенно надо отметить молодых портовиков и речников. Около десяти тысяч тонн груза надо было доставить по большой воде в поселок Магистральный, чтобы строители могли подготовиться к зиме. И с этой задачей комсомольцы справились. Почти все грузы дошли до Магистрального по воде. Тысячи рублей сэкономили портовики и речники государству, сумев использовать паводок.

Ф. ШЕВЧЕНКО. Вот радиограмма из Февральского (это почти тысяча километров от Хабаровска): «Борт 31429 вышел из строя, полетел штуцер суфлирования РПД. Срывается переброска лагеря, заброска партии горючего». В тот же день, несмотря на неблагоприятную погоду, самолет доставил спецрейсом нужные детали. А рано утром, как только рассеялся туман, вертолет привез запасные части в Февральское. Через несколько часов отремонтированный МИ-4 поднялся в воздух, помогая изыскателям Мосгипротранса перебазироваться на новое место. Он доставил в самые глухие места продовольствие, горючее, все самое необходимое для людей, работающих в тайге.

Дальневосточное управление гражданской авиации старается сделать все возможное, чтобы изыскатели и строители, работающие на Байкало-Амурской магистрали, получили от нас, авиаторов, своевременную и эффективную помощь.

СПРАВКА. В Дальневосточном управлении гражданской авиации создан оперативный штаб для обслуживания БАМа.

Ф. ШЕВЧЕНКО. На магистраль были направлены молодежные экипажи из Хабаровска, Благовещенска, Владивостока, Николаевска-на-Амуре - по комсомольским путевкам. Отбирали людей с высокой летной подготовкой, оценивали экипажи по моральным, деловым качествам. Знали, что работать им придется в сложных условиях: вдали от баз и аэродромов, совершать посадки в горах и на болотах, в тайге и на речных косах. Мы не ошиблись, тщательно подбирая экипажи. Прекрасно работают на БАМе командиры В. Котов, В. Колодницкий, К. Жицкий, бортмеханик В. Веретенников. Они и их товарищи налетали сотни часов, перевезли тысячи тонн грузов.

А. ФАДЕЕВ. Ургал станет одним из опорных пунктов стройки. Сейчас готовимся к приему строителей. Бурим новые артезианские скважины, расширяем хлебозавод, планируем реконструкцию колбасного. Открываем новые отделения связи, кинопередвижки, комплектуем передвижные библиотеки. Стараемся предусмотреть все - чтобы и строителям, и геологам, и изыскателям жилось «как дома».

А. СУХОВЕЙ. Мы, строители, народ кочевой, для нас любая стройка - дом. Но всегда ли он хорош?.. Редко какой оптимист подойдет к нашему книжному магазину: нет здесь книг. Формально-то они есть, но их можно смело сдавать в макулатуру. А в первые дни работы магазина народу здесь толпилось побольше, чем в продовольственном или промтоварном. Когда была надежда купить что-нибудь хорошее. Я слышал даже восторги по поводу этих очередей: вот до чего дело дошло, не за холодильниками народ убивается, а за предметами культуры! С одной стороны, это действительно так. А с другой, очереди - это проявление огромной, острейшей проблемы - дефицита хорошей книги. Это просто бедствие какое-то - среди строителей множество библиофилов, а купить книги негде. Редко-редко появится что-нибудь стоящее (в трех - пяти экземплярах). Всякому ясно, что люди, занятые на работе весь день, лучших книг не видят.

В какой-то мере помочь строителям в этом призвана только что укомплектованная библиотека, существующая при нашем клубе «Юность». Но, несмотря на то, что книг на полках библиотеки стоит много, удовлетворить спрос читателей она не в состоянии.

Как только было принято решение о ее создании, мы перевели 5 тысяч рублей в адрес московского магазина «Молодая гвардия» в надежде, что столица-то книгами богата, столица не подведет. Надо сказать, что на год нашей библиотеке выделяется всего три тысячи рублей, но мы изыскали пять тысяч, не пожалели денег, лишь бы получить драгоценные книги. Переговорили с директором магазина «Молодая гвардия», объяснили, чего ждем: на одну тысячу нужна художественная литература, а на остальные - политическая и техническая.

И вот, проделав шесть с лишним тысяч километров, пришли долгожданные посылки. Открываем один ящик - сотни каких-то непрошеных брошюр; другой - учебники по ботанике (12 экземпляров) и руководства, как печь торты. Да не простые руководства, а изданные для фабрик - там все в тоннах и центнерах. Еще смотрим: книги по мясо-молочной промышленности, справочник по производству шоколада, множество медицинских учебников... Только небольшая часть книг оказалась нужной.

Нам, конечно, приятно, что работники «Молодой гвардии» за широту читательских интересов. Но мясо-молочная промышленность - это слишком. Во всем нашем Джелтулакском районе существует три колхоза, и те оленеводческие. Да и библиотека-то комплектовалась для строителей. Но не о них заботились работники прилавка, отсылая ненужную и даже уцененную (хоть и новую) литературу, а о себе - видно, хотели, пользуясь удобным случаем, очистить завалы на складах.

В адрес БАМа приходят посылки с книгами, их шлют люди, нам совершенно незнакомые. Они хотят быть хоть чем-то полезными стройке века. Досадно, что такого чувства не испытывали работники столичного магазина, для которых забота о читателе - прямая обязанность.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Место на земле

С начальником комплексной экспедиции Московского государственного института по проектированию железных дорог Александром Алексеевичем Побежим беседует специальный корреспондент «Смены» Лина Тархова