Назвать высоким и трудным этот перевал нельзя. Нет, это рядовой перевальчик, поросший, как и все склоны сопок окрест, лиственницей! и березой. Его на приличной скорости проскакивают машины и шишкари с мешками шишек на плечах одолевают, не запыхавшись.
Но строителям железнодорожной магистрали Бам - Тында он дался тяжело.
Первыми вогнали в него стальные зубы взрывники и часть их сломали. Развивались события примерно так. Пробурили, зарядили, взорвали. Подлетело, шлепнулось на то же место. Посмотрели, потерли руки, подогнали экскаватор: давай жарь. Экскаватор «дал»: мотор чих-пых. Кое-как, на предельной мощности, загрузит десяток машин, потом порвет стальную жилу или подорвет свое железное здоровье мотор...
Начали портиться отношения между взрывниками и руководителями механизированных колонн, рассердилось высокое начальство, поставило взрывников на место. А те что! Идут на перерасход: преднамеренно увеличивают проектную глубину скважин и расход взрывчатки - вечная мерзлота, кто ее поймет. Лишь бы экскаваторам была работа...
Здорово грохочут взрывники. Камни подлетают высоко, но скатываются по крутым откосам выемки опять на то же место, а народные рубли ветер по тайге разносит. Глядя издали на пожелтевшую тайгу, одни думают, что это на деревьях висят желтые листья, и, растроганные, вспоминают пушкинскую «Осень», другим же, более трезвым, видятся в этой желтизне зависшие на деревьях вместе с пылью все те же самые рубли...
Старший прораб взрывников В. Савенко вздыхает:
- Смотрю я с откоса за работой экскаватора, а сердце мое работает точно так, как его двигатель. Схватится он зубьями за проектный негабарит, зачихает - и сердце исчезает куда-то. Сколько же взрывчатки надо закладывать в скважины, чтобы не возвращались они, проклятые негабариты, на Землю, а улетали на орбиты спутников!...
Строителей большого БАМа ждет впереди немало трудных перевалов и больших выемок. Быть может, и наш горький опыт окажется полезным. Как-никак, а Янканский перевал мы прошли и кое-чему научились. Чему же!
Летом и тогда, когда днем бывают оттепели, грунт надо взрывать небольшими блоками, при этом строго согласовав свои действия с действиями мехколонны: разрабатывать выемку надо сразу же после взрыва. Иначе грунт смерзнется, и его снова придется взрывами рыхлить.
Эта тактика помогла увеличить темпы проходки выемок, но добавила механизаторам забот, связанных с перегоном, перестановкой и отгоном тяжелых машин от мест часто готовящихся взрывов.
Заметно влияет на качество взрывов и вечная мерзлота. То ли оттого, что при бурении скважин от трения выделяется тепло и мерзлые грунты тают, а вода с пылью разбуриваемых пород образует ил, то ли от других причин, но большое количество скважин заиливается, заливается водой.
После взрыва в выемках образуются пороги, боковые уступы. Чтобы избежать этого, приспособились взрывники заряжать скважины сразу же после окончания бурения. Помогли и ученые, испытавшие новое, водоустойчивое ВВ, тонущее в воде.
Знают теперь взрывники, что и в летнее время залитые водой скважины оставлять надолго нельзя: они промерзают и чистка их - дело трудоемкое.
Хорошая буровая техника у взрывников, но один вопрос задать ее создателям нужно. Не экономичнее ли была бы на конце штанги победитовая или алмазная коронка с уширяющимися вовнутрь зубьями вместо шарошечного долота, применяемого в настоящее время! Очень много расходуется энергии на ненужное раз-буривание пород внутри штанги.
Недостаточно совершенна и методика разработки больших выемок. Она не дает возможности проектировать скважины глубиной более десяти метров, а значит, полностью использовать технические возможности буровых установок; усложняет разработку толстого слоя пород даже при отличных взрывах; вызывает частые переезды буровых установок с потерей на эти операции времени; учащает и усложняет забурку скважин на нижних горизонтах, где забуриваться почти всегда приходится в уже разбитых предыдущими взрывами породах; усложняет подъезд буровых установок на разбуриваемую площадь при двусторонней разработке выемки, особенно на самых нижних горизонтах.
Не разумнее было бы применить здесь способ, которым воспользовался бы любой человек, перед которым стояла бы задача одним ломом пробить квадратную полынью в метровой толще льда! Естественно, он сразу пробил бы по краю предполагаемой полыньи полоску небольшой глубины.
Вот и нам следует пробивать по длине полосу в верхнем слое выемки, у верхнего ее заложения. Ширина полосы должна быть такой, при которой будет удобно работать экскаватору.
Дальше человеку открывается возможность каждым ударом лома отбивать глыбу льда.
Повторяя его действия, мы также забуриваем ближе к оси выемки скважины глубже первых, подбриваем мелкими скважинами откосы и сбрасываем взрывом породы от стены на очищенную полосу.
Взорванные породы рассредоточивается на довольно широкой полосе с ровным основанием, легко разрабатываются экскаваторами, мощными бульдозерами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.