На развилке дорог, там, где серая лента большака круто забирает вправо и, разрезая сосновый бор, теряется в его темной гущине, постовой милиционер взмахом руки остановил грузовую машину.
- Прошу путевочку, - шагнул он к кабине.
Шофер подал листок. Сержант быстро пробежал его глазами.
- Не понимаю, - передернул он плечами. - Матыра - река, а не городок. Это во-первых. А во-вторых, возить пассажиров в кузове машины вместе с грузом не положено. Ясно?
- А в-третьих, - раздался сверху веселый девичий голос, - у нас тут лавочки есть. Да и груз под стать нам, строителям, - бетон и брезент. - Девушка показала на аккуратно сложенные плиты и серые туго увязанные тюки. - А везем мы все это в городок Матыра.
Милиционер недоумевал:
- Что-то не числится у нас такой городок.
Он был по-своему прав. Если посмотреть на карту Липецкой области, то кружочка с названием «Матыра» не найдешь. И все-таки городок существует.
... Как - то в обеденный перерыв зашла в заводской комитет комсомола липецкого завода «Стройдеталь» Валя Красникова.
- Опять будешь меня ругать? - здороваясь, спросила она Германа Фоменко, - Ребята снова не вышли на зарядку - Герман слушал Валю и понимал, что ругать ее не за что. Он, как инструктор - методист производственной гимнастики, тоже в не меньшей мере отвечал за это. Но что можно сделать?
Завод еще достраивается. Чуть дунет ветерок - цементная пыль поднимается над стройплощадкой и засоряет воздух. Даже врачи считают, что в такой обстановке физическая зарядка не приносит пользы.
«Жить бы нашим ребятам за городом, в лесу, на берегу речки - вот где отдых и здоровье», - думал Герман. Этими мыслями и поделился он с Валей.
- А что, - оживилась Валя, - давай соберем спортсменов, посоветуемся...
На собрании заводского спортивного совета Герман рассказал ребятам о том, как в Ленинграде, на фабрике «Скороход», отдыхает молодежь в палаточных оздоровительных лагерях.
Его перебили:
- Слыхали про это. Только ведь лагерь такой влетел ленинградцам в копеечку! Нужно 160 тысяч рублей. А где их взять?
- Не выйдет у нас, значит, ничего, - вздохнула Валя Красникова и добавила, увидев, как пляшут за окном в знойном воздухе цементные пылинки: - А там, на Матыре, прохлада...
Спортсмены спорили долго, много было шуму. И все же выход был найден.
... По дороге движется несколько автомашин. Темно. И только гул гнущихся под ветром сосен да золотистые стволы, высвечиваемые фарами на поворотах, напоминают, что едем мы по лесной просеке,
Машины ведут шоферы - комсомольцы. За эти рейсы они ничего не получают. Но впереди их ждет сон на свежем воздухе, напоенном терпким ароматом сосен. Вот почему после рабочего дня водители с удовольствием берутся за баранку.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Вот что ответили толбухинским комсомольцам