В мировой художественной фотографии хорошо известно имя советского фото. портретиста М. С. Наппельбаума. На международных и отечественных выставках и конкурсах его работы неоднократно отмечались призами, почетными дипломами и медалями. М. С. Наппельбаум - единственный из советских фотохудожников, удостоенный почетного звания заслуженного артиста республики.
Созданные им портреты отличаются тонким психологизмом, выразительностью деталей, своеобразной ком. позицией. Таковы, например, первый послеоктябрьский портрет В. И. Ленина, репродукции с которого разошлись по всему свету в миллионах экземпляров; портреты М. Горького, А. Куприна, А. Толстого, М. Шолохова, К. Станиславского, В. Мейерхольда, А. Глазунова, А. Прокофьева, Д. Шостаковича, Ф. Шаляпина, С. Эйзенштейна, Д. Ойстраха, Г. Улановой... Особую страницу в творческой биографии художника светописи составляют сделанные им в разные периоды портреты политических и культурных деятелей зарубежных стран, среди которых Г. Димитров и Э. Эррио, Г. Уэллс и А. Барбюс, Я. Хейфец и Ф. Гааль...
Мы познакомились с Наппельбаумом несколько лет назад, когда ему было уже около девяноста лет. Беседовать со старым мастером об искусстве, слушать его увлекательные рассказы о прошлом, о встречах с людьми, имена которых знает весь мир, было истинным наслаждением. Как - то фотограф рассказал нам, что в 1937 году на первой Всесоюзной выставке фотоискусства его познакомили с одним из посетителей - иностранцев. Тот заинтересовался работами фотографа и сказал, что они отличаются проникновением во внутренний мир человека. А через несколько дней в фотоателье на Кузнецком мосту, где работал Наппельбаум, позвонили от немецкого писателя Лиона Фейхтвангера и спросили, нельзя ли ему приехать, чтобы сфотографироваться. Когда гость вошел в студию, мастер узнал в нем своего собеседника на выставке...
Но портрет Фейхтвангера оказался утерянным, Наппельбаум даже не смог послать его самому писателю.
Мы решили просмотреть весь огромный архив мастера, созданный за семьдесят пять лет творчества, надеясь обнаружить все - таки этот снимок. Поиски наши увенчались успехом. На одной из фотографий, выполненной в очень характерной для Наппельбаума манере, был изображен один из крупнейших писателей современности - Лион Фейхтвангер.
Этот ранее не публиковавшийся портрет мы решили послать писателю. Ответ от Фейхтвангера пришел почти немедленно. В нем говорилось:
«Дорогие друзья! Большое спасибо вам за письмо, которое доставило мне огромное удовольствие.
Любезно присланная вами фотография меня очень взволновала. Она напомнила мне о моем пребывании в Москве, так обогатившем мои знания. Я очень ясно помню Моисея Наппельбаума. Еще тогда я с большим интересом рассматривал эту фотографию. Как каждое подлинное произведение искусства, она совмещает в себе черты мастера, создавшего ее, с тем, кого он снимал. Этот портрет дал мне новое представление о себе самом, и вместе с тем для постороннего наблюдателя в нем сохранено все самое существенное во мне.
Прошу вас, пожалуйста, передать Моисею Наппельбауму мои самые сердечные поздравления...»
... Старый фотограф успел прочитать это письмо за два дня до смерти. А еще через несколько месяцев пришло известие о кончине выдающегося немецкого романиста и борца за мир.
Совсем недавно вдова писателя Марта Фейхтвангер написала нам:
«Я восхищена портретом, который сделал в свое время с Лиона Фейхтвангера Моисей Наппельбаум и который продолжает доставлять мне большую радость... Этот снимок - гораздо больше, чем простая фотография: это - искусство, и потому он особенно дорог мне».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Вот что ответили толбухинским комсомольцам