Наука - совсем не эгоистическое удовольствие.
К. Маркс.
На одном крупном сибирском заводе обсуждали «проступок» комсомольца К. Его стыдили и увещевали. Особенно горячился молодой технолог:
- В наше время каждый должен стать инженером. Неужели ты этого не понимаешь! Какое ты имеешь право бросать институт! Испугался первых трудностей. И сдался! А еще лучший наладчик...
Наконец К. встал и подошел к столу президиума.
- Я все понимаю... Но поймите и меня: хорошим, настоящим инженером мне не быть. Честно сознаюсь: нет призвания, не ладится у меня с учебой. Так не лучше ли в этом убедиться на втором курсе, чем потом, получив диплом!...
Слушал я выступление наладчика К. и невольно вспоминал другое собрание, в другом городе. Там речь шла о немолодом доценте В. Его обвиняли в излишней строгости к студентам: слишком много ставит неудовлетворительных оценок. А это-де порождает «сверхплановый» отсев студентов с вечернего факультета.
Жестоки были слова некоторых коллег В. и внешне, казалось, высоки и благородны мотивы осуждения. И тем не менее доцент ответил своим критикам так:
- Я ставлю оценки только за знания. Не моя вина, что некоторым не под силу бремя инженерного образования. И надо прямо и откровенно сказать им об этом. Это в их же интересах, в интересах государства.
И сказать так - наш гражданский долг...
Два собрания, не имеющие на первый взгляд между собой ничего общего, и заставили серьезно задуматься над их, так сказать, природой.
Мы очень методично, с исключительной заботливостью развиваем сеть не только дневных, но и вечерних и заочных факультетов и институтов. Мы гордимся этим, и гордость наша закономерна. Тысячи, десятки тысяч людей, днем занятых на производстве, получают высшее образование на вечерних и заочных факультетах. Это прекрасно. И порой можно только удивляться тому упорству, с каким эти люди достигают заветной цели, становясь командирами производства, научными сотрудниками, преподавателями, врачами и т. д.
Однако есть категория студентов, как, впрочем, и на дневных факультетах, для которых благородные цели получения высшего образования подменены мелким, обывательским желанием во что бы то ни стало получить диплом. Разумеется, выводы, которые я только что сделал, родились у меня не сегодня. Более того, прежде чем взяться за перо, я проверял их много и много раз.
Вспоминается, в частности, разговор, состоявшийся на свердловском заводе «Уралхиммаш».
- У нас на заводе работают два парня, - рассказывал секретарь парткома Н. Глобин. - Один учится в политехническом, другой - в лесотехническом институте. Спрашивается: что побудило нашего котельщика вдруг переквалифицироваться в лесовода! Ответ прост: второй не прошел по конкурсу в политехнический. А цель у него одна - во что бы то ни стало получить диплом.
Завод несет равные расходы и на того и на другого. В первом случае все ясно. Но разумно ли расходуются средства на котельщика из лесотехнического института! Для предприятия он отрезанный ломоть. И лесничий из него путевый не получится. Ведь он в лес только за грибами ходит!
Подобных примеров в жизни много. Они и заставляют начать этот разговор, ибо такое бездумное стремление к диплому обходится обществу в кругленькую сумму.
Давайте вначале исследуем истоки возникновения такой цели. Что и говорить, получить высшее или специальное среднее образование почетно,. а возможности для этого в нашей стране неограниченны. Каждый седьмой, занятый в народном хозяйстве, уже реализовал эту счастливую возможность.
Но всегда ли молодые или среднего возраста люди становятся студентами по непреодолимому влечению к знаниям именно в той или иной области! Постановка такого вопроса выглядит на первый взгляд несколько странно. На самом же деле вопрос этот не только не странный, но закономерный.
В своем просветительском рвении мы подчас неумолимы. И чаще всего объектами нашей неумолимости становятся передовики производства. Логика здесь простая: коль человек хорошо работает, то ему сам бог велел учиться в институте. А аргументы, которыми пользуются неумолимые «просветители», чаще всего с червоточиной. Например, говорят: «Ты что, всю жизнь решил крутить баранку!» (шоферу), «Не надоело ли стоять у прилавка!» (продавцу), «Неужели ты не хочешь стать инженером!» [станочнику). И что поразительно - желание быть высококвалифицированным шофером, станочником или продавцом того и гляди сочтут за отсталость, за потерю перспективы, за непонимание духа времени. При этом почему-то забывают, что передовики производства потому и передовики, что беспредельно любят свою профессию. Зачем же проявлять неуместно настойчивость и назойливость, принижать рабочую профессию, прививать людям, влюбленным в свое дело, оскорбительное понятие их «второсортности»!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.