Рассказ
Капитан стоял один в каюте перед зеркалом и смеялся. Новый китель был заказан портному потуже, в обтяжку, и вот, пожалуйста, мудреное портняжье изделие оказалось тесным, расползлось у левого плеча по шву. Китель лопнул, но капитану было смешно.
Только вчера приказом начальника пароходства его, первого штурмана Сергея Петровича Протонина, назначили капитаном танкера «Тобольск» водоизмещением в семь тысяч тонн.
Китель был заказан месяц тому назад; на нем красовались нашивки первого штурмана, теперь совсем не соответствующие действительности.
Китель лопнул, и в этом капитан усмотрел добрую примету. Вообще все совпало как-то чересчур удачно: вчера же он отметил свое двадцатипятилетие (четверть века не шутка!) и вчера стал капитаном. Придется всерьез поверить, что чудеса существуют!
Аккуратно, чтобы не бросались в глаза лопнувшие швы, он сложил на диване китель, выпрямился и обнаружил в дверях каюты незнакомого человека в белоснежной тенниске.
- Вы, собственно, почему без стука?... - начал было Протонин и осекся.
- А на «ты» вернуться нельзя? - усмехнулся незваный гость и поправил ладонью густые рыжие кольца волос, падавшие на лоб.
Вчерашние чудеса продолжались. Перед капитаном стоял его бывший однокашник по мореходной школе Костя Медведкин с механического отделения. Они не виделись около семи лет.
- Костя?
- Я, - подтвердил рыжий. - Захотел поздравить; слух прошел: кэпом назначили.
- Спасибо, - как можно скромнее ответил Протонин, стараясь изо всех сил скрыть, что ему особенно приятна встреча с бывшим другом именно сегодня.
- Спасибо, - повторил он, но что сказать дальше, не знал.
В каюте, залитой щедрым бакинским солнцем, пахло «Шипром» и свежим арбузом. Сладковатый, дурманящий запах бензинных паров из трюмов здесь почти не ощущался.
Протонин достал из холодильника початую бутылку коньяка и блюдце с тонко нарезанным лимоном.
- Живе-ешь! - протянул удивленно Костя Медведкин. - А я слыхал, насчет спиртного на танкерах ни-ни? Самая строгость, а?
Обрадовавшись, что разговор начинает налаживаться, Протонин кивнул и постучал ногтем по бутылке.
- Особый случай. Видишь надпись: «Юбилейный». Вот мне и подарили по поводу юбилея: четверть века стукнуло.
- А я ведь на год старше. - Костя поднял рюмку и посмотрел сквозь нее на свет. - Да вот ни корабля, ни каюты, ни юбилея...
Спросить прямо о неудачах в жизни Медведкина капитану показалось нетактичным.
«Еще вчера спросил бы, - подумал Протонин.-А сегодня что-то вроде барства получится. С высоты капитанского благополучия по плечу похлопаю. Обидится. Пусть сам раскалывается».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.