Возвращение Павла Хаустова

К Дорофеев| опубликовано в номере №761, февраль 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

I

Весной Павла Хаустова досрочно освободили из детской трудовой колонии. Лежа на полке вагона, вслушиваясь в стук колес, он думал о доме, о матери, которую не видел три года. Павлу было четырнадцать лет, когда его отправили на север, в колонию...

Отца Павел еле помнил: он погиб в Отечественную войну. Жили они с матерью вдвоем. Павел учился в школе, мечтал стать капитаном дальнего плавания, увлекался книгами, особенно приключенческими... Однажды в начале мая 1953 года, придя из школы домой, Павел застал гостя. За столом сидел человек, высокий, широкоплечий, с длинными вьющимися рыжими волосами, большим носом и выпуклыми, как у карася, глазами.

- Павлуша, познакомься, - сказала мать, почему - то краснея. - Это Василий Сергеевич Волгин, дядя Вася... Зашел посмотреть, как мы с тобой живем.

С этого дня дядя Вася зачастил к Хаустовым. Когда он приходил, на столе появлялись вино, конфеты. Павлу нравились эти торжественные, праздничные дни. Волгин оказался чудесным человеком. Он играл на баяне, угощал Пашу вином, давал деньги. Прошло два или три месяца, и Павел привязался к дяде Васе. Он с нетерпением ждал звонка по субботним вечерам и однажды спросил мать, нельзя ли им всем поселиться вместе, втроем... Но мать ничего не ответила.

Вообще она уже не обращала внимания на Пашу, и тот жил сам по себе. Классная руководительница несколько раз жаловалась на него, но мать, поплакав, прощала сына.

Наступило лето. Волгин, получив ключ от квартиры, заходил еще чаще. Он брал Павла и шел с ним в парк или на реку, рассказывал тысячи забавных историй, в которых действовали сыщики и грабители. Сыщики в этих историях почему - то выглядели коварными и злыми, а грабители - самоотверженными и благородными. Они всегда побеждали. Павел приходил в восторг от рассказов дяди Васи.

Иногда Павел выполнял небольшие поручения Волгина. Однажды перевез с одной квартиры на другую какие - то вещи какой-то покойной тетки Волгина. За это получил в подарок авторучку. Постепенно у Волгина с Павлом появились свои, особые дела. Когда ребята спрашивали Пашу, где работает Волгин, он отвечал сурово: «Не вашего ума дело!» Если же кто - нибудь особенно сильно приставал с расспросами, Паша, мальчишка не по годам сильный, пускал в ход кулаки.

Как - то раз Волгин пришел к Хаустовым не в духе. Мать работала в ночную смену, и Павел был один дома. Положив руку на плечо Павла, дядя Вася сказал:

- Хочу с тобой поговорить, как мужчина с мужчиной...

Павел понял: случилось что-то серьезное.

- Умеешь держать язык за зубами? Павел стукнул себя кулаком в грудь.

- Дядя Вася! Я-то?..

- Понимаешь, - сказал Волгин, - попал я в беду. Надо долг отдавать, а денег нет. Долг большой. Поможешь раздобыть денег? На тебя надежда...

Павел крепко сжал руку дяди Васи. Чуял мальчишка сердцем: приближается что - то страшное.

- Не отдам долга - заберут, - добавил дядя Вася. - А что будет делать мать без меня? Кто о вас позаботится?

... Долго шли темной улицей, спотыкаясь о камни. Волгин внушал Павлу:

- Если схватят, обо мне ни слова. Ты мал, с тебя спрос невелик - выпустят. А мне - крышка.

Подошли к дому с высоким забором. Чуть слышно доносились откуда - то паровозные гудки. Оглушительно стучало сердце у Павла.

- Давай! - скомандовал Волгин. Взобравшись на его плечо, Павел легко перепрыгнул через забор.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены