После того, как солдат Иван Бровкин, герой одноименного фильма, «прошагал» по экранам, съемочный коллектив кинокартины получил тысячи писем. Зрители спрашивали, как живет Бровкин, где он сейчас. Сценарист, режиссер и актеры фильма решили, что искать демобилизованного солдата Бровкина надо на целине. Героическому труду целинников, жизни новоселов и была посвящена вторая серия киноповести об Иване Бровкине.
Первую серию картины делали на Волге, под Калинином. Здесь же решили снимать начало второй серии. После трехлетнего перерыва съемочная группа во главе с режиссером Иваном Владимировичем Лукинским и главным оператором Валерием Аркадьевичем Гинсбургом снова выехала на родину Бровкина. Пароход «Шевченко» опять превратился в плавучую базу съемочного коллектива.
У пристани села Савино собрались колхозники. Встречали кинематографистов как старых добрых знакомых. Расспрашивали, делились новостями. «Штабом» съемок снова сделали дом Серафимы Ивановны Синициной - «бабушки Симы». Это у нее еще во время съемок первой серии актеры коротали время в ненастную погоду. Она варила полюбившуюся всем пшенную кашу с молоком. В ее доме на печи отогревали Леонида Харитонова после проб и бесконечных дублей эпизода «умывания на морозе». Заворачивали в тулуп и укладывали на горячую русскую печь, на лежанку.
Два месяца продолжались съемки на Волге. По сценарию, Ивана Бровкина ждали в колхозе с нетерпением, прочили в бригадиры, свадьбу сыграть собирались. А он - на целину! Опять перепутал все планы «непутевый», говорят о нем. Не разобралась и Любаша, обиделась, говорить не захотела. Так и поехал Ваня Бровкин без любимой... А вместе с ним в дальние целинные края отправилась вся съемочная группа.
Еще до выезда в экспедицию некоторые студийные товарищи советовали группе не ехать за тридевять земель, а отснять всю «натуру» где - нибудь под Москвою. «Ширь, раздолье полей найдете и здесь, - говорили они. - Можно организовать и «подъем целины» для съемки...» Но принятое постановщиками решение оказалось единственно правильным.
Снимали фильм в совхозе «Комсомольский», в шестистах километрах от Оренбурга. Не понадобилось громоздких декораций: снимали настоящие дома и улицы, настоящие целинные хлеба и, главное, людей, которые сами обживали целинные земли. С них, новоселов - целинников, и делали своих героев артисты, режиссеры. Жизнь под одной крышей, труд вместе с целинниками обогатили актеров, их игра стала достовернее и глубже. Достаточно сказать, что многие артисты научились водить тракторы, а сам Бровкин - Харитонов стал заправским мотоциклистом.
Талантливый актер, Харитонов вновь покоряет зрителя своей обаятельной игрой, глубоким проникновением в образ героя. Его Бровкин - бригадир трактористов - взят прямо - таки из жизни. Своей новой удачей артист, конечно, во многом обязан работе в совхозе, общению с живыми героями целины.
Народный артист республики Синицин и директор совхоза, где снимался фильм, Голованов оказались земляками, сталинградцами. Они знали друг друга и прежде: Константин Александрович Синицин выступал как - то с концертом в МТС под Сталинградом, где в ту пору директором был Голованов. Старые знакомые встретились теперь в Оренбургской степи. Можно сказать, что убедительный образ директора совхоза, созданный Синициным, явился итогом их совместной работы. Замечательная актриса Татьяна Ивановна Пельтцер обаятельно и комично сыграла мать Ивана. Во второй серии ее Евдокия Макаровна еще более колоритна и многогранна. Все в ее игре от жизни: каждое слово, каждый жест.
В фильме удачно использована художественная самодеятельность молодежных коллективов совхоза и предприятий Оренбурга. Особенно в сцене свадьбы. Пусть не очень четки переплясы, но в этом есть и прелесть достоверности: ведь поют и пляшут не артисты, а простые парни и девчата, трактористы и шоферы, маляры и доярки. В других массовых сценах заняты тоже не статисты, а сельская и рабочая молодежь.
... Закончились съемки фильма, москвичи возвращались в столицу. Провожая актеров, целинники наказывали и в будущем не забывать о новоселах, создавать хорошие фильмы о людях труда. Артистам, режиссерам, рабочим группы вручили почетные грамоты за участие в уборке целинного урожая 1958 года.
... Немало песен было спето вместе в долгие целинные вечера у костров полевых станов. Отзвуки тех песен звучат теперь в веселом, хорошем фильме «Иван Бровкин на целине».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Заметки делегата XXI съезда КПСС